Развитие функциональной грамотности
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде
Составляющие функциональной грамотности
1.
Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о
них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам,
связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать
математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения
человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных
решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых
при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к
другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных
проблем.
Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Список литературы по формированию функциональной грамотности |
|
Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики (презентация) |
|
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач) |
|
УчительКлуб. Образовательная платформа "Просвещение" |
|
Банк заданий по функциональной грамотности Просвещение |
|
ИнтенсивУчитель 3.0 Тест "Цифровые компетенции педагога" |
|
ИнтенсивУчитель 3.0 Тест «Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников» |
|
Материалы по формированию ФГ Института стратегии развития образования РАО |
|
Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация) |
|
Открытый банк заданий Института стратегии развития образования РАО по функциональной грамотности |
|
Методы и приемы оценивания читательской грамотности (презентация) |
|
ЯндексУчебник. Функциональная грамотность |
|
Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций |
|
РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности |
|
Инструкция для учителя по использованию банка заданий РЭШ |
|
ФИОКО. Открытые задания PISA |
|
ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности |
Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности |
|
Интенсив ЯУчитель 3.0 |
|
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности |
|
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар) |
|
Функциональная грамотность: развиваем в школе (ЯндексУчебник бесплатный курс 16ч) |