Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Бондаревская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО с заместителем директора Протокол от 28.08.2023 г. № 1 по УВР Карташовой Е. 28.08.2023г Руководитель ШМО УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ«Бондаревская СОШ» Кузьмичевой Н.А. № 150 от 29.08.2023 г. Карпова Т.С. Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическое обществознание» для обучающихся 9 класса Программу составила учитель истории и обществознания Кончакова С.П Бондарево, 20 Планируемые результаты: Личностные: - формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально; - осознание своей идентичности как гражданина демократического государства; - толерантное отношение к истории других стран; - познавательная, творческая, общественная активность; - умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; - личная и взаимная ответственность; - готовность действия в нестандартных ситуациях. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; 2. Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 3. Духовно-нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 4. Эстетическое воспитание предполагает: приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни; 6.Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; 7. Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике 8. Ценностей научного познания Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем Метапредметные: - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах; - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Проверка результатов проходит в форме: опрос тестирование, Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде тренировочно-диагностического тестирования. Содержание курса. Изучение курса играет важную роль с точки зрения личностного развития учащихся и получения ими дополнительного образования. Учащиеся смогут повторить теоретические вопросы основных тем курса обществознания, прорешать тренировочные задания по темам. Структура курса соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы ОГЭ. Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право». . Реализация основных содержательных линий будет осуществляться на теоретических и практических занятиях. Тема 1. Человек и общество.-3 часа Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Тема 2. Сфера духовной культуры – 4 часа Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Тема 3. Экономика. – 3 часа Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Тема 4. Социальная сфера – 2 часа Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Тема 5. Сфера политики и социального управления – 2 часа Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство. Тема 6. Право. – 3 часа Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды деятельности: игровая; досугово - развлекательная деятельность ( досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); проектная деятельность Тематический план Основные направления воспитательной № Тема деятельности п\п Номера направлений из стратегии воспитания 1,2,3,7 1. Ознакомление учащихся с Положением о ОГЭ, демоверсией, кодификатором. 2. Общество и человек. Природа и общество. 1,2,3,7 3. Человек, индивид, личность. 1,2,3,7 4. Тестовый практикум по теме 1,2,3,7 5. Духовная культура. Наука. Образование 1,2,3,7 6. Религия. Свобода совести. Мораль. 1,2,3,7 7. Тестовый практикум по теме 1,2,3,7 8. Экономика. 1,2,3,7 9. Рынок. Рыночные отношения. 1,2,3,7 10. Экономическая политика государства 1,2,3,7 11. Тестовый практикум по теме 1,2,3,7 12. Социальная структура общества. 1,2,3,7 13. Нации и межнациональные отношения 1,2,3,7 14. Тестовый практикум по теме 1,2,3,7 15. Власть. Государство 1,2,3,7 16. Политические режимы 1,2,3,7 17. Гражданское общество и правовое государство. 1,2,3,7 18. Тестовый практикум по теме 1,2,3,7 19. Право. Правовые нормы. 1,2,3,7 20. Конституция РФ. 1,2,3,7 21. Права, свободы и обязанности граждан 1,2,3,7 22. Права ребенка и их защита. 1,2,3,7 23. Гражданские правоотношения. 1,2,3,7 24. Семейные правоотношения. 1,2,3,7 25. Право на труд и трудовые правоотношения. 1,2,3,7 26. Административные правоотношения 1,2,3,7 27 Практикум по решению заданий с диаграммами. 1,2,3,7 28 Практикум по решению заданий на анализ двух суждений Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений Общий практикум по выполнению заданий части 2 1,2,3,7 Обучающий практикум по выполнению заданий части 2 1,2,3,7 29 30 31- 1,2,3,7 1,2,3,7 32 33 Итоговая предэкзаменационная работа 1,2,3,7 34 Анализ итогового зачёта. Разбор типичных ошибок 1,2,3,7 Календарно-тематическое планирование № п\п 1. Тема Кол-во часов 1 Формы деятельности Практикум План 2. Общество и человек. Природа и общество. 1 Семинар 12.09 3. Человек, индивид, личность. 1 Учебная игра 19.09 4. Тестовый практикум по теме 1 Практикум 26.09 5. Духовная культура. Наука. Образование 1 Семинар 03.10 6. Религия. Свобода совести. Мораль. 1 Семинар 10.10 7. Тестовый практикум по теме 1 Практикум 17.10 8. Экономика. 1 Учебная игра 24.10 9. Рынок. Рыночные отношения. 1 Семинар 07.11 10. Экономическая политика государства 1 Семинар 14.11 11. Тестовый практикум по теме 1 Практикум 21.11 12. Социальная структура общества. 1 Учебная игра 28.11 13. Нации и межнациональные отношения 1 Семинар 05.12 14. Тестовый практикум по теме 1 Практикум 12.12 Ознакомление учащихся с Положением о ОГЭ, демоверсией, кодификатором. 05.09 15. Власть. Государство 1 Устный журнал 19.12 16. Политические режимы 1 Семинар 26.12 17. Гражданское общество и правовое государство. 1 Деловая игра 09.01 18. Тестовый практикум по теме 1 Практикум 16.01 факт 19. Право. Правовые нормы. 1 Семинар 23.01 20. Конституция РФ. 1 Семинар 30.01 21. Права, свободы и обязанности граждан 1 Викторина 06.02 22. Права ребенка и их защита. 1 Семинар 13.02 23. Гражданские правоотношения. 1 Семинар 20.02 24. Семейные правоотношения. 1 Семинар 27.02 25. Право на труд и трудовые правоотношения. 1 Семинар 05.03 26. Административные правоотношения 1 Семинар 12.03 27 Практикум по решению заданий с диаграммами. 1 Практикум 19.03 28 Практикум по решению заданий на анализ двух суждений Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений Общий практикум по выполнению заданий части 2 Обучающий практикум по выполнению заданий части 2 1 Практикум 02.04 1 Практикум 09.04 1 Практикум 16.04 1 Практикум 23.04 29 30 3132 33 Итоговая предэкзаменационная работа 1 30.04 Диагностическая 07.05 34 Зачёта. Разбор типичных ошибок 1 Зачет 14..05 Программно-методическое обеспечение. Литература для учителя и учащихся. 1. Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание.8- 9 класс. М. Просвещение, 2018 2. Конституция Российской Федерации.- М., 2018 г. 3. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2017 4. А.В. Клименко, В.В. Румынина «Обществознание» М. Дрофа. 2008 г. Интернет - ресурсы 1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ 2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений 3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал 4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека