Рабочая программа курса внеурочной деятельности Театральный фестиваль

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Администрация муниципального образования Бейский район
МБОУ "Бондаревская СОШ "

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
"Бондаревская СОШ"

Шишлянникова Л.П ________________________ ________________________
Протокол№1 от «28»
Карташова Е.И.
Кузмичева Н.А.
августа 2023 г.
Протокол№1 от «28» авгута Приказ№150 от «29»
2023 г.
августа 2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Театральный фестиваль»

Бондарево 2023

Содержание программы
«Театральный фестиваль»
Пояснительная записка.
Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта
начального общего образования к структуре программы воспитания и
социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной
деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся,
на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся.
Существует особый тип результатов образования, связанный с
социализацией учащихся:
- социализация как адаптация к существующим социальным условиям,
обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в
условиях меняющегося социума;
- перевод ребѐнка в позицию активного члена гражданского общества,
способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать
собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования
общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.
Иными словами, речь идѐт о формировании юного субъекта социального
творчества.
Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие
детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений,
преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.
Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника,
поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед
группой сверстников, педагогом, общественностью.
В начальных классах достижение в социально преобразующей
добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня
обеспечивается формой социальной пробы (работу над понятием
инициировал М.И. Рожков): инициативное участие ребѐнка в социально
значимых делах, организованных взрослыми.
Общая характеристика курса.
В основе реализации внеурочной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного,
ответственного,
творческого,
инициативного,
компетентного гражданина России;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на
основе разработки содержания и технологий образования, определяющих

пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и
познавательного развития обучающихся;
- учѐт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм
общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их
достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего
образования;
- обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны
ближайшего развития.
Цель примерной внеурочной программы является участие учащихся в
формировании у них способности управления культурным пространством
своего существования.
Задачи программы:
- формирование внутренней позиции ученика, определяющей новый образ
жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;
- формирование понимания и поддержания таких нравственных устоев, как
любовь, взаимопомощь, уважение к труду, забота о товарищах,
ответственность за другого человека;
- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях
взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций
гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных
взаимодействий.
Признание ценности ребѐнка как личности, его прав на свободу,
счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей,
индивидуальности – вот главное, что актуально сегодня, что является
основой современной концепции воспитания.
Мы живем в интересное время. Оно спешит и мы торопимся вместе с
ним. Родители любят своих детей и стремятся дать своему ребенку как
можно больше: рано учат чтению, математическим навыкам, письму,
знакомят с компьютером.
Но ребенок смотрит уставшими глазами. Это страдает эмоциональная
сфера ребенка. Нет выплеска свободного творчества и полета фантазии. На
занятиях театрального кружка дети учатся исследовать мир, принимать
решения, грустить и радоваться, управлять своими чувствами и многому
другому.
Занятие в театральном кружке отличается гибкостью и возможностью
отталкиваться от интересов и потребностей самих учащихся с учетом их
особенностей.
Одной из идей обучающей программы «Я + театр» является
постепенное усложнение материала: от игр через импровизации к
спектаклям, основанным на литературном материале. Большая роль
формирования художественных способностей ребят отводится регулярному
тренингу, что помогает пробудить творческую фантазию ребят к
непроизвольности приспособления к сценической условности.

Участники программы.
Программа рассчитана на работу с ребятами возрастной группы 714лет .
Контроль за уровнем освоения программы .
После каждого года обучения педагог должен провести показательные
уроки, уроки-концерты, мини-спектакли, на которых демонстрирует свои
подходы к развитию обучающих с, использованием творчества и фантазии
учащихся.
Задачи курса:
- развивать познавательный интерес к театральной деятельности;
-учить навыкам общения и коллективному творчеству;
-развивать эстетические способности детей.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Обучающиеся должны знать:
- средства общения;
-виды текстов;
-понятия: «жесты», «мимика», «телодвижения»;
-основные группы мышц;
-театральные профессии.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать средства общения;
- правильно распределять дыхание в речи;
- правильно использовать телодвижение, мимику, жесты;
- регулировать громкость, темп речи;
-находить необходимую литературу, работать с текстом;
-декламировать;
-составлять небольшие тексты-диалоги;
-вести диалог;
-обсуждать просмотренные спектакли, фильмы, делать выводы;
-правильно вести себя в театре.
Описание места курса в учебном плане.
На изучение отведено 34 часа (1 час в неделю).
Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим
рекомендациям.
Кружок даѐт широкие возможности для проведения школьных
праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, творческих вечеров,
литературных гостиных. Занятия включают Базовые формы учебных
занятий:
информационные
(беседа,
сообщение),
постановочные,
репетиционные, художественные образовательные события, общение со
зрителями.
Формы и режим занятий.
Театральное занятие:
-это знакомство с волшебным миром театра и его жителями;
-это общение, умение вести себя на публике;

-это развитие речи, мимики, пластики и памяти;
-это работа над произношением звуков, артикуляцией в игровой форме;
-это развитие фантазии и творческих способностей;
-это выражение индивидуальности и неповторимости;
-это развитие творческой инициативы;
-это умение быть раскованным на сцене и коммуникабельным.
Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа,
сообщение),
постановочные,
репетиционные,
художественные
образовательные события, общение со зрителями.
Информационное занятие предполагает беседы и сообщения.
Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого
учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).
Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании
какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в
информации.
Постановочные занятия - творческий процесс создания представления,
который осуществляется постановщиком совместно с художником,
балетмейстером, музыкантом и костюмером.
Репетиционные занятия - основная форма подготовки представлений
путѐм многократных повторений (частями и целиком).
Художественное образовательное событие - акт художественного
творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными
целями. Учебный и воспитательный эффект художественного события для
автора произведения обусловлен общением со зрителем, с отношением
последнего к произведению и его презентации.
Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время, на
сцене актового зала школы. Показ представления готовится для учащихся
младших классов, родителей, учащихся из среднего звена, выездные
представления (по договорѐнности с руководителями).
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Одним из результатов занятий в кружке «Театральный фестиваль»
является решение задач воспитания – овладение младшими
школьниками системой ценностей и их осмысление.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и
других людей, своего и их душевного и физического здоровья;
ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих
элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором
люди соединены бесчисленными связями, основанными на признании
постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых
религий : поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не
говори неправды; будь милосерден, будь честен со всеми и прежде всего
с самим собой, не осуждай.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой
составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая
доступна любому человеку в своей области. Осознание возможности
через театральное искусство нести людям радость , говорить со сцены о
том, что тревожит.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами
справедливости, милосердия, чести, достоинства, по отношению к себе и
к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена
общества; желание служить Родине, своему народу; осознание
восхищения культурным наследием предшествующих поколений,
литературными произведениями классиков и современных писателей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программного материала
Личностными результатами является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи, жестов, мимики, телодвижений в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их
уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять и оценивать поведение людей в общении, в том числе через
мимику, жесты, телодвижения;
-делать выводы о настроении человека по его внешнему состоянию;
– осознавать свою ответственность перед коллективом.
Познавательные УУД:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной
литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в
открытом
информационном
пространстве, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных
видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге
понятий;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений на заданную
тему;

Метапредметными результатами является формирование следующих
универсальных учебных действий:
– соблюдать правила общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать творческие способности в совместной деятельности;
– ориентироваться в литературных произведениях, уметь отличать
пьесу от других произведений;
– самостоятельно работать с художественным текстом;
– учиться договариваться о распределении ролей в диалогах;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы;
-высказывать свою точку зрения и уметь ее аргументировать;
–анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи во время
коллективной работы;
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
-– различать словесное и несловесное, вербальное общение;
– различать характер общения , его смысловой направленности с учетом
знания вербальных способах общения ;
- осознавать роль
несловесного,
вербального
общения
при
взаимодействии людей, уместность использования различного темпа,
громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– распознавать и вести диалог;
– отличать художественный текст от других видов текстов;
-использовать артикуляционный аппарат для передачи настроения;
-называть
основные
профессии,
связанные
с
театральной
деятельностью;
-создавать несложные костюмы, декорации, маски для постановок и
инсценировок;
-– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных
средств устного общения;
– определять и характеризовать особенности героев произведения ;
– использовать изученные театральные приемы в работе над ролью.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Достижением результатов являются:-приобретение
школьниками
социальных
знаний
о
ситуациях
межличностного
взаимодействия,
их
структуре,
пространстве
взаимодействия, способах управления социокультурным пространством;
овладение способами самопознания, рефлексии;
усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях
взаимодействия,
об организации собственной частной жизни и быта;
освоение способов исследования поведения человека в различных
ситуациях, инструментов воздействия на аудиторию,
понимания партнѐра.
Основное содержание (34 ч)
№
Темы
Количество часов

п/п
1.

Вводное занятие

1

2.

Мастерская тела

6

3.

Общение

6

4.

Речевые жанры

7

5.

Актерская мастерская

8

6.

Игра

5

7.

-

8.

Волшебные краски чудесной
страны
Магия слов

9.

Театральные игры

-

Итого:

34

5-8класс
Вводное занятие (1 ч.)
Общение (2 ч.)
Изучение правил техники безопасности и этических норм. Значение
творчества в жизни человека и общества.
Актерская мастерская (7 ч)
Индивидуальные показы. Групповые показы. Распределение ролей.
Репетиция пьесы.
Волшебные краски чудесной страны.( 10 ч.)
Знакомство с особенностями пьесы-сказки. Слушание и обсуждение
небольшой пьесы. Просмотр профессионального театрального спектакля.
Рождение школьной пьесы. Задачи постановочного искусства. Театральные
профессии сценариста, режиссѐра, актѐра, костюмера, балетмейстера,
оформителя. Групповые показы. Распределение ролей. Репетиция пьесы.
Отработка действий и речевого материала по сценарию. Премьера пьесы.
Встречи и общение со зрителями. Подведение итогов. Обсуждение показа
театральной постановки. Установка на продолжение творческой
деятельности.
Магия слов ( 3 ч.)
Философия рекламной акции.
Что такое здоровый оптимистический образ жизни.
Театральные игры (11 ч.)
Учебные театральные миниатюры. Техника театральной миниатюры.
Театральный калейдоскоп: декорации, бутафории, украшения и игрушки.
Театральный капустник.

Тематическое планирование
5-8класс (34 часа)
Вид занятия
Кол№
Основные виды учебной
Тема
во
п/п
деятельности
часов
1.
Вводное занятие
1
Аудиторное
Беседа,
актуализация
знаний,
знакомство
с
планами на предстоящий
учебный
год,
анализ
предыдущего года.
2.
Текст
2
Внеаудиторное Беседа «Что такое текст?»,
упражнения
в
распознавании
текстов,
знакомство с жанрами.
Посещение
школьной
библиотеки,
анализ
литературы, подбор текстов
разного жанра
3.
Виды текстов
1
Внеаудиторное Актуализация по теме «Что
такое текст?», упражнения
в распознавании текстов,
знакомство
с
видами
текстов.
Посещение
школьной
библиотеки,
анализ литературы, подбор
текстов разных видов.
4.
Поздравления.
1
Внеаудиторное Экскурсия
на
почту
Сочиняем
«Путешествие
в
мир
поздравления
открыток»,
обсуждение
увиденного ассортимента
на витринах, выводы.
Сочинение и оформление
поздравительной открытки
для друга. Проба пера
«Сочиняем поздравление в
стихах»
5.
Сочинения.
Личное 1
Аудиторное
Особый
вид
текстаписьмо
письмо.
Просмотр
презентации
«Эпистолярный
жанр»,
знакомство
с
историй
письменности.
Правила
составления
письма.
Написание письма другу.

6.

Рассуждения

7.

«За»
и 4
«против». Агитируем
за здоровый образ
жизни

8.

Слова. Басня .

2

9.

Представление

1

1

Аудиторное

Беседа
«Что
такое
рассуждение»,
можно
ли рассуждать правильно,
нужно ли считаться с
чужим мнением, всегда ли
может быть прав один
человек. Беседа «Что такое
компромисс?»
Деловая
игра «Найди компромисс» (
Учащиеся разбиваются на
команды, задача которых
совместно
найти
правильное
решение
задания, не поссорившись,
побеждает та команда,
которая быстрее остальных
справилась с заданием.)
Аудиторное
Беседа о том, что такое
Внеаудиторное здоровый образ жизни.
Обсуждение плюсов и
минусов
вредных
привычек.
Агитбригада
как один из способов
донести до окружающих
пользу здорового образа
жизни. Распределение слов
и
ролей.
Репетиции.
Выступления на школьной
линейке и на классных
часах .
Внеаудиторное Посещение
школьной
библиотеки,
анализ
литературы
и
периодической
печати,
подбор материалов для
инсценировки
басни
.
Чтение
по
ролям,
заучивание
текста,
разыгрывание
представления
двумя
составами, выбор лучшего
актера.
Внеаудиторное Выступление
с
инсценировкой
на

10.

Живой телефон. Есть 4
или нет?

Аудиторное

11.

Учимся
красиво

Аудиторное

12.

Слова, слова, слова …

13.

Как помочь
главное

14.

Вежливая речь

говорить 1

2

Аудиторное

понять 2

аудиторное

1

Аудиторное

школьной линейке ( по
согласованию
с
администрацией)
Чтение
сказки
К.
Чуковского
«Телефон».
Беседа «Для чего нужен
телефон», правила общения
по телефону, упражнение в
диалогах,
игра
«Воображаемый телефон».
Чтение по ролям сказки
«Телефон».
Подготовка
инсценировки,
показ
инсценировки в младших
классах школы
Знакомство с речевым
жанром, использование в
речи эпитетов. Чтение
стихов
поэтов-классиков
русской
литературы,
обсуждение,
выбор
интересных и красивых
речевых оборотов.
Игры со словами «Поле
чудес», «Звездный час».
Донести в беседе важность
слов
и
высказываний,
показать
их
силу
и
возможности. Упражнение
в повторе одной и той же
фразы
с
азными
интонациями,
сила
убеждения
словом
Агитируем за безопасность
. Распределение слов и
репетиция агитбригады по
ПДД
и
пожарной
безопасности .
Беседа на тему «Какую
речь
можно
назвать
вежливой»,
просмотр
мультфильма «Карусель»,
обсуждение героев фильма,
положительный
и

15.

Развитие памяти
внимания

и 2

16.

Загадки-описания

1

17.

Сила воображения

1

18.

Кукольный театр

2

19.

Теневой театр

2

20.

Урок-концерт

1

21.

Мини-спектакль

2

отрицательный
примеры
поведения.
Аудиторное
Игры на развитие памяти и
внимания
«Выучи
стихотворение»,
«Восстанови порядок слов
и предметов», «Разложи
предметы»,
«Запомни
слова».
Внеаудиторное Посещение
библиотеки,
подбор материалов по теме
занятия, конкурс загадок.
Аудиторное
Беседа «Воображение и
фантазия».
Игры
на
развитие
воображения
«Нарисуй
воображаемое
животное»,
конкурс
«Необычная
история».
Аудиторное
Знакомство с кукольным
театром.
Изготовление
пальчиковых кукол, миниинсценировка «Заюшкина
избушка»
Аудиторное
Актуализация знаний. Игра
в театре теней. Прошлое и
настоящее театра.
Аудиторное
Подготовка
индивидуального номера
художественной
самодеятельности, концерт
для родителей
Аудиторное
Обсуждение
всех
Внеаудиторное постановок, коллективный
выбор наиболее удачной,
репетиция и выступление (
по
согласованию
с
администрацией)

Календарно-тематическое планирование .
Театральный фестиваль
№ п/п
1
2.

3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема курса «Театральный
фестиваль
Знакомство.Чем будем
заниматься на кружке
Путешествие о кубу.
Знакомство детей с
особенностями клуба как
вида искусства
Действительность и обзор
Мир народных образов
Фантазия и образ
Ассоциации
Художественная
мастерская
Слово-звук-пятног
Линия-мелодия -движение
Ритм в жизни и искустве
Пауза
Настроение человека в
искустве
Слово-лад-колорит

Настроение природы в
искустве
15
Разыграй настроение
16,17,18, Играем сказку
14

20

Зал хороших
манер.Встреча
Прощание

21
22

Беседа
Общение

23
24

Идем в гости
Развлеение

19

Форма организации
курса
Беседа

Дата
проведения
08.09.23

Экскурсия

15.09.23

Викторина
Праздник
«Посвященный в
первоклассники»
Творческая мастерская
Викторина
Праздник «Золотая
осень
Сочинение
Мастер -класс
Театральная игра
Театральная игра
Праздник «День
матери»
Творческая
Мастерская
Конкурс Афиш

22.09.23
29.09.23

Театральная игра
Новогодний театр

22.12.23
29.12.23
12.01.24
19.01.24
26.01.24

Сочинение этюдов
Классный час
«Традиции и обычаи
на Руси»
Мастер-класс
Презентация «Уроки
Мужества»
Спектакль
Праздник «Прощание
с Азбукой»

6.10.23
13.10.23
20.10.23
27.10.23
10.11.23
17.11.23
24.11.23
01.12.23
08.12.23
15.12.23

02.02.24

09.02.24
15.03.24
22.03.24
05.04.24г

25
26
27
28
29
30
31
32
33-34

Зал вздохов.Короткое и
длинное
Дыхание и звук.Объемы
Дыхание и жест.
Прерывность
Поющая тишина
Театральная импровизация
Правда и фантазия
Мудрость добра.
Иносказание
Театральная импровизация
Итоговое занятие

Театральная игра

12.04.24г

Концерт
Театральная игра

19.04.24
26.04.24

Неделя музыке
Праздник
Классный час «Это
интересно»
Праздник день земли

07.05.24

Конкурс чтецов
Праздник

24.05.24
24.05.24г

14.05.24
21.05.24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».