Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бондаревская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено на заседании ШМО протокол №_1_ «28»_августа 2023года Руководитель ШМО «Согласовано» «Утверждено» Приказ № 150 от «29» августа 2023 года Директор МБОУ «Бондаревская СОШ» заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________/Карташова Е.И./ __________/Кузьмичева Н.А./ (расшифровка) (расшифровка) Рабочая программа по финансовой грамотности (наименование курса внеурочной деятельности) ______5-7 классы__________ (класс/классы или возраст обучающихся) 2023 – 2024 учебный год 34 часа Составитель: Петрова Галина Анатольевна (ФИО учителя) 2023 год I. Планируемые результаты Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; • понимание и правильное использование экономических терминов; • освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение простых финансовых расчѐтов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Ученик научится: различать виды денег; понимать функции денег; понимать, из чего формируется доход семьи; пониманию происхождения доходов, пониманию того, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда. понимать виды потребностей; виды расходов семьи. Статьи расходов городских и деревенских семей. различать виды источников денежных поступлений в семье: заработная плата, прибыль, процент, рента; социальные пособия. понимать, как составляется семейный бюджет; пониманию полезности регулярного контроля расходов семьи и личных расходов. понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями. рассчитывать расходы. составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного удовлетворения своих потребностей. понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат; осознавать возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций (рождение ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению благосостояния. понимать основные задачи и принципы страхования. понимать, что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита; понимать суть налога и его роли в жизни общества; различать прямые и косвенные налоги; понимать, что социальные пособия – это помощь государства гражданам в определенных сложных жизненных ситуациях. понимать, как работают банки; понимать рискованность занятия бизнесом. понимать причины существования различных валют. различать российские деньги и иностранную валюту Ученик получит возможность научиться: соотносить вид дохода и фактор производства, от которого получается этот доход; рассчитывать личные доходы и доходы семьи. различать виды денежных поступлений. Различать регулярные и нерегулярные источники доходов, строить план доходов; иметь навыки финансовой и технологической безопасности при пользовании деньгами. анализировать структуру личных затрат. понимать, как и почему меняется стоимость денег; решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета; замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения доходов; оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в соответствии с прожиточным уровнем. представлению о рациональных схемах инвестирования семейных сбережений. пониманию возможных рисков при сбережении и инвестировании. отличать инвестиции от сбережений находить актуальную информацию в сети интернет. как действовать в случаях финансового мошенничества; сосчитать сумму налога (например подоходного); проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи. устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом. анализировать информацию в системе государство и личность. понимать основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск. отличать инвестирование от сбережения и кредитования анализировать информацию о валютах разных стран. Формы и виды деятельности на внеурочном занятии. урок-беседа урок-практикум урок-игра урок-исследование урок проектной деятельности II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1. Доходы и расходы семьи – 12 часов 1.1. Деньги и их функции Базовые понятия: Деньги, виды денег, товарные деньги, символические деньги, инфляция 1.2. Доходы семьи Базовые понятия: Доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы 1.3. Расходы семьи Базовые понятия: Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция 1.4. Семейный бюджет Базовые понятия: Семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги 1.5. Уровень жизни и прожиточный минимум Базовые понятия: Уровень жизни, прожиточный минимум 1.6. Планирование семейного бюджета Финансовые цели и определение их в порядке приоритета, составление личного финансового плана достижения этих целей. Базовые понятия: финансовое планирование, норма сбережения 1.7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи Базовые понятия: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься -10 часов 2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Базовые понятия: Особая жизненная ситуация 2.2. Вклады. Страхование вкладов Базовые понятия: Страхование 2.3. Инвестиции Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений. Базовые понятия: Инвестиции, депозитные счета, ценные бумаги и т. д 2.4. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит Что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита, кредитная история. Юридические и финансовые обязательства возникающие в случае покупки, обслуживания, страхования купленного объекта в кредит, детальное представление о денежных затратах, связанных покупкой в кредит Базовые понятия: Потребительское кредитование. Ипотечный кредит 2.5. Ролевая игра «Семейный бюджет» Базовые понятия: Семейный бюджет, доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы, Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги Раздел 3. Взаимодействие человека и государства – 7 часов 3.1. Понятие о налогах и их типах. Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков Базовые понятия: Налоги, налоговые льготы, общественные блага 3.2. Социальные услуги государства. Базовые понятия: Социальное пособие 3.3. Проект «Государство — это мы!» Раздел 4. Финансовый бизнес - 4 часа 4.1. Банковские услуги Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и использование онлайн-банкинга Базовые понятия: Банк; виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения 4.2. Собственный бизнес Базовые понятия: Бизнес 4.3. Валюта в современном мире Базовые понятия: Валюта, валютный курс Итоговое занятие –1 час. Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика III. № 1 2 3 4 Тематическое планирование Темы разделов Введение часы 1 Доходы и расходы семьи 12 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого 10 защититься Взаимодействие человека и государства Финансовый бизнес 7 4 IV.Календарно-тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Тема занятия Дата электронные (цифровые) проведения план факт образовательные ресурсы Введение. Как исполнить свои мечты. 5.09 Доходы и расходы семьи (12 часов) Как появились деньги. Виды денег. 12.09 Деньги. Функции денег. 19.09 Инфляция. 26.09 Доходы семьи. 03.10 Расходы семьи. 10.10 Семейный бюджет и его виды. 17.10 Ресурсосберегающие технологии в 24.10 бюджете семьи. Планирование семейного бюджета. 07.11 Составление семейного бюджета. 14.11 Уровень жизни и прожиточный 21.11 минимум. Личный бюджет. 28.11 Ролевая игра «Семейный бюджет». 05.12 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (10 часов) Особые жизненные ситуации и как с 12.12 ними справиться. Вклады. Сбережения. 19.12 Страхование как способ защитить свои 26.12 деньги. Виды страхования. 09.01 Инвестиции. Как «выращивать» деньги? 16.01 Возможные риски при сбережениях и 23.01 инвестировании. Потребительский кредит. Его плюсы и 30.01 минусы. Права и обязанности 06.02 кредитополучателя. Ипотечный кредит. Как спасти деньги от «ловушек»? 13.02 Финансовое мошенничество. Финансовое мошенничество. 20.03 Взаимодействие человека и государства (7 часов) Что такое налоги? 27.02 Типы и виды налогов. 06.03 Права и обязанности 13.03 налогоплательщика. Социальные услуги государства. 20.03 Пенсия. 03.04 Проект «государство- это мы» 10.04 Финансовый бизнес (4 часа) Появление банков. Виды банков. 17.04 Как банк работает. Банковские услуги. 24.04 Бизнес. Виды бизнеса. Черты 08.05 предпринимателя. Валюта. 15.05 Итоговый повторительно-обобщающий 22.05 урок по курсу «Финансовой грамотности».