Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бондаревская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании ШМО
протокол №_1_
«28»_августа 2023года
Руководитель ШМО

«Согласовано»

«Утверждено»
Приказ № 150
от «29» августа 2023 года
Директор
МБОУ
«Бондаревская СОШ»

заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе
________/Карташова Е.И./

__________/Кузьмичева Н.А./

(расшифровка)

(расшифровка)

Рабочая программа
по финансовой грамотности
(наименование курса внеурочной деятельности)

______5-7 классы__________
(класс/классы или возраст обучающихся)

2023 – 2024 учебный год
34 часа

Составитель:
Петрова Галина Анатольевна
(ФИО учителя)

2023 год

I.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем
семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности вложений на простых
примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи
и интерпретации информации
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы,
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
• умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег
в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли
государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение простых
финансовых расчѐтов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Ученик научится:
 различать виды денег;
 понимать функции денег;




























понимать, из чего формируется доход семьи;
пониманию происхождения доходов, пониманию того, что деньги зарабатываются
трудом, а не берутся из ниоткуда.
понимать виды потребностей; виды расходов семьи. Статьи расходов городских и
деревенских семей.
различать виды источников денежных поступлений в семье: заработная плата, прибыль,
процент, рента; социальные пособия.
понимать, как составляется семейный бюджет;
пониманию полезности регулярного контроля расходов семьи и личных расходов.
понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями.
рассчитывать расходы.
составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного
удовлетворения своих потребностей.
понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;
осознавать возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций (рождение
ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные ситуации), которые могут
привести к снижению благосостояния.
понимать основные задачи и принципы страхования.
понимать, что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и
недостатки использования кредита;
понимать суть налога и его роли в жизни общества;
различать прямые и косвенные налоги;
понимать, что социальные пособия – это помощь государства гражданам в
определенных сложных жизненных ситуациях.
понимать, как работают банки;
понимать рискованность занятия бизнесом.
понимать причины существования различных валют.
различать российские деньги и иностранную валюту

Ученик получит возможность научиться:






















соотносить вид дохода и фактор производства, от которого получается этот доход;
рассчитывать личные доходы и доходы семьи.
различать виды денежных поступлений. Различать регулярные и нерегулярные
источники доходов, строить план доходов; иметь навыки финансовой и технологической
безопасности при пользовании деньгами.
анализировать структуру личных затрат.
понимать, как и почему меняется стоимость денег;
решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета; замечать в жизни семьи
возможности для сокращения расходов и увеличения доходов;
оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в
соответствии с прожиточным уровнем.
представлению о рациональных схемах инвестирования семейных сбережений.
пониманию возможных рисков при сбережении и инвестировании.
отличать инвестиции от сбережений
находить актуальную информацию в сети интернет.
как действовать в случаях финансового мошенничества;
сосчитать сумму налога (например подоходного);
проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи.
устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом.
анализировать информацию в системе государство и личность.
понимать основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск.
отличать инвестирование от сбережения и кредитования
анализировать информацию о валютах разных стран.

Формы и виды деятельности на внеурочном занятии.
 урок-беседа






урок-практикум
урок-игра
урок-исследование
урок проектной деятельности

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Доходы и расходы семьи – 12 часов
1.1. Деньги и их функции
Базовые понятия: Деньги, виды денег, товарные деньги, символические деньги, инфляция
1.2. Доходы семьи
Базовые понятия: Доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства,
социальные пособия, личные доходы
1.3. Расходы семьи
Базовые понятия: Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция
1.4. Семейный бюджет
Базовые понятия: Семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги
1.5. Уровень жизни и прожиточный минимум
Базовые понятия: Уровень жизни, прожиточный минимум
1.6. Планирование семейного бюджета
Финансовые цели и определение их в порядке приоритета, составление личного финансового
плана достижения этих целей.
Базовые понятия: финансовое планирование, норма сбережения
1.7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи
Базовые понятия: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься -10
часов
2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Базовые понятия: Особая жизненная ситуация
2.2. Вклады. Страхование вкладов
Базовые понятия: Страхование
2.3. Инвестиции
Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и
долгосрочные последствия различных денежных вложений.
Базовые понятия: Инвестиции, депозитные счета, ценные бумаги и т. д
2.4. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
Что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки
использования кредита, кредитная история.
Юридические и финансовые обязательства возникающие в случае покупки, обслуживания,
страхования купленного объекта в кредит, детальное представление о денежных затратах,
связанных покупкой в кредит
Базовые понятия: Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
2.5. Ролевая игра «Семейный бюджет»
Базовые понятия: Семейный бюджет, доходы семьи, источник семейных доходов, факторы
производства, социальные пособия, личные доходы, Расходы семьи, потребности, благо,
структура расходов, долги, инфляция, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги
Раздел 3. Взаимодействие человека и государства – 7 часов
3.1. Понятие о налогах и их типах.
Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков
Базовые понятия: Налоги, налоговые льготы, общественные блага
3.2. Социальные услуги государства.
Базовые понятия: Социальное пособие
3.3. Проект «Государство — это мы!»
Раздел 4. Финансовый бизнес - 4 часа
4.1. Банковские услуги

Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и
использование онлайн-банкинга
Базовые понятия: Банк; виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения
4.2. Собственный бизнес
Базовые понятия: Бизнес
4.3. Валюта в современном мире
Базовые понятия: Валюта, валютный курс
Итоговое занятие –1 час.
Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика

III.
№
1
2
3
4

Тематическое планирование

Темы разделов
Введение

часы
1
Доходы и расходы семьи
12
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого 10
защититься
Взаимодействие человека и государства
Финансовый бизнес

7
4

IV.Календарно-тематическое планирование
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема занятия

Дата
электронные (цифровые)
проведения
план
факт
образовательные ресурсы
Введение. Как исполнить свои мечты.
5.09
Доходы и расходы семьи (12 часов)
Как появились деньги. Виды денег.
12.09
Деньги. Функции денег.
19.09
Инфляция.
26.09
Доходы семьи.
03.10
Расходы семьи.
10.10
Семейный бюджет и его виды.
17.10
Ресурсосберегающие
технологии
в 24.10
бюджете семьи.
Планирование семейного бюджета.
07.11
Составление семейного бюджета.
14.11
Уровень
жизни
и
прожиточный 21.11
минимум.
Личный бюджет.
28.11
Ролевая игра «Семейный бюджет».
05.12
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (10 часов)
Особые жизненные ситуации и как с 12.12
ними справиться.
Вклады. Сбережения.
19.12
Страхование как способ защитить свои 26.12
деньги.
Виды страхования.
09.01
Инвестиции. Как «выращивать» деньги? 16.01
Возможные риски при сбережениях и 23.01
инвестировании.
Потребительский кредит. Его плюсы и 30.01
минусы.
Права
и
обязанности 06.02
кредитополучателя. Ипотечный кредит.
Как спасти деньги от «ловушек»? 13.02
Финансовое мошенничество.
Финансовое мошенничество.
20.03
Взаимодействие человека и государства (7 часов)
Что такое налоги?
27.02
Типы и виды налогов.
06.03
Права
и
обязанности 13.03
налогоплательщика.
Социальные услуги государства.
20.03
Пенсия.
03.04
Проект «государство- это мы»
10.04
Финансовый бизнес (4 часа)
Появление банков. Виды банков.
17.04
Как банк работает. Банковские услуги.
24.04
Бизнес.
Виды
бизнеса.
Черты 08.05
предпринимателя.
Валюта.
15.05
Итоговый повторительно-обобщающий 22.05
урок
по
курсу
«Финансовой
грамотности».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».