МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки по Республике Хакасия Администрация муниципального образования Бейский район МБОУ "Бондаревская СОШ " РАССМОТРЕНО руководитель ШМО ____________________ ___Карпова Т.С. Протокол №1 от «29» 08 2024 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________________ Карташова Е.И. Протокол №1 от «30» 08 2024 г. УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ "Бондаревская СОШ" ____________________ Кузьмичева Н.А. Приказ № 184 от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Хакасская литература. Базовый уровень» для обучающихся 5-9 классов Бондарево 2024 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по хакасской литературе на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания хакасского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа по родной (хакасской) литературе позволит учителю: определить обязательную часть содержания учебного предмета; реализовать в процессе преподавания родной (хакасской) литературы современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС ООО; определить и структурировать планируемые результаты освоения программы по годам обучения. Хакасская литература отражает эстетические и культурные ценности хакасского народа. Лучшие образцы фольклора и литературы хакасского народа обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир обучающихся, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурноисторическому опыту своего народа и всего человечества; в поликультурной языковой среде хакасская литература изучается на основе диалога культур. Изучение родной (хакасской) литературы предусматривает развитие навыков интерпретации и анализа литературного текста с использованием принципов единства художественной формы и содержания, создание условий для развития позитивной этнической идентификации, приобретения системных знаний об истории, языке, культуре, философии своего народа. Литературные произведения изучаются в культурно-историческом контексте, отражающем своеобразие социально-исторического развития нации, национальных традиций, культуры. Программа по родной (хакасской) литературе тесно связана с предметом "Родной (хакасский) язык", что способствует обогащению речи обучающихся, развитию их коммуникативных навыков. Изучение родной (хакасской) литературы предусматривает межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла. 2 В программу по родной (хакасской) литературе включены произведения, в которых наиболее ярко выражено национальнокультурное своеобразие, обычаи, традиции, мировоззрение хакасского народа, духовные основы многовековой культуры хакасского народа. Содержание родной (хакасской) литературы направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении хакасской литературы как особого, эстетического средства познания национальной культуры хакасского народа и самореализации в ней. Программа по родной (хакасской) литературе включает произведения фольклора, классики национальной литературы и современной литературы, а также произведения литературы родственных народов. В содержании программы по родной (хакасской) литературе выделяются следующие содержательные линии: устное народное творчество хакасов, хакасская художественная литература, литература родственных народов. Изучение родной (хакасской) литературы направлено на достижение следующих целей: приобщение обучающихся к литературному и культурному наследию хакасского народа, формирование ценностного отношения к родной (хакасской) литературе; формирование культуры читательского восприятия, навыков анализа, интерпретации и сопоставления фольклорных и литературных текстов; развитие навыков создания собственных устных и письменных текстов, участия в учебном диалоге, дискуссии о прочитанном. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХАКАССКАЯ ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Хакасский язык» входит в предметную область «Хакасский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка, Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (хакасской) литературы, - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю). Содержание обучения в 5 классе. 3 Устное народное творчество хакасов. Истоки хакасской литературы - в устном народном творчестве. Фольклор - словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение на протяжении многих столетий. Отражение в фольклоре мировоззрения народа, отношения к природе, национального образа мира в целом, его ценностей, дум и чаяний. Специфика фольклора, передача из уст в уста, импровизационность, коллективность и вариативность. Жанры хакасского фольклора: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, песни животных и птиц, сказки (волшебные, бытовые, о животных), тахпахи, песни, легенды, предания, героические сказания. Малые жанры фольклора. Сиспектер, соспектер, табырах чоохтаныстар (тикпе состер), таптыргастар. (Хакасские пословицы, поговорки, скороговорки и загадки). Отражение в хакасских пословицах и поговорках мудрости и жизненного опыта народа. Содержание и структура пословиц, мысли, иносказания. Содержание и структура поговорок. Загадки. Особенности процесса создания загадок. Роль метафоры и место загадки в фольклоре и в современной литературе. Скороговорки. Их специфика, функция и структура. Песни животных и птиц. Идея. Образы. Сходство и отличие с другими сказками. Хакасские народные сказки. Специфика литературной сказки. С.Е. Карачаков. Литературная сказка "Торымас" ("Кедровая шишечка"). Связь человека с природой, бережное отношение к ней, красота родной земли. Хакасская литература. П.Т. Штыгашев. Поэт. Зачинатель хакасской литературы. Жизнь и творчество автора. В.Г. Майнашев. Жизнь и творчество поэта. В.В. Угдыжеков. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение "Читi Хыс абахай" ("Красавица гора Семь дев"). Стихотворение о горе, окутанной легендой. Фольклор и литература. Я.А. Тиспереков. Жизнь и творчество поэта-пейзажиста. Стихотворение "Часхы" ("Весна"). Поэтические образы. Художественные средства создания образов. А.В. Тюкпеев. Жизнь и творчество поэта-пейзажиста. И.Г. Котюшев. Жизнь и творчество поэта-пейзажиста. 4 В.А. Кобяков. Жизнь и творчество автора. Автобиографическая повесть (отрывки) "Айдо" ("Айдо"). Образ главного героя - мальчика-сироты. Описание природы в повести. М.Н. Чебодаев. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение "Хуртуйах Тас" ("Хуртуйах Тас"). Легенда о каменном изваянии в литературе и жизни. Т.Н. Балтыжаков. Прозаик, детский писатель. Жизнь и творчество автора. Рассказ "Аар" ("Пчела"). Образы детей. Тема бережного отношения к природе. Г.Ф. Топанов. Жизнь и творчество прозаика. И.М. Костяков. Жизнь и творчество прозаика. Н.Е. Тиников. Прозаик. Детский писатель. Жизнь и творчество автора. Рассказ "Миша" ("Миша"). Образ главного героя. Детство Героя Советского союза. Тема труда, воспитание ответственности. А.А. Халларов. Жизнь и творчество прозаика. Рассказ "Саарсых " ("Однорогий"). Человек и природа. Г.Г. Казачинова. Жизнь и творчество прозаика. И.П. Топоев. Жизнь и творчество прозаика. Рассказ "" ("Пожар"). Поступки и характеры героев. Стихотворение " тiлiм" ("Родной язык"), рассказ "Чистекке " ("За ягодой"). Тема родного языка. Воспитание детей. Человек и природа. 5-xiКЛАСС(34 ч) Чонныyпазылбинпÿткенчайаачызы(10ч) Хакас литературазыныy öзенi – чонныy па- зылбин пÿткен чайаачызы Фольклор–чÿѕер чыллар тöлдец тöлге парылчатхан сöс кÿѕiнец пÿткен чонныц искусствоѕы; фольклорда – чонныц сагызы, чирчайаанrа, ибiркее кöрiзi та- ныхталrаны;чонныц паѕылбин пÿткен чайааuыѕыныц пос оцдайлары, аастац аасха пирiлчеткенi.Фольклор сарыхтары: сöспектер, сиспектер, таптыргастар (тапчац нымахтар), табырах чоохтаныстар, анхустар сарыннары, нымахтар (хайхастыr, хоныхтацар, ацхустардацар), тах- пахтар, ырлар, eип-uоохтар, алыптыr нымахтар. 5 Фольклорныyкiчiгсарыхтары Сиспеeтер, сöспеeтер, табырах uоохтаныстар (тиeпе сöстер), таптырrастар. Сöспеeтерде паѕа сиспеeтерде uонныц хыйrаѕы, саrыѕы eöѕідiлrенi. Сöспеeтер– eіѕі хылиинацар, uуртастацар, хоныхтацар, оларныц пасха-пасха саринацар хысхауах мирrен паѕа uиuец uоохтар. Сöспеeтерніцпÿдiѕi, öтіr тілі, нимені хап-орта сöстернец öтіре uоохтапuатханы. Сиспеeтіц сöспеeтец пасхалалuатханы: пÿтeені хоостыра хысхауах арах, саrысты, uитіре uоохтабин, ÿrретпин, сиѕіндірuетeенi.Таптырrастарда, алай тапuац нымахтарда,uонныцuуртаѕыныцeöпсариeирілrенi.Хоных ибірeі uирuайаанны пілерrе ÿrретeенi, eіѕініц саrыѕын алrытuатханы, саrысты табырах паѕа uітіr итuетeенi. Тап- тырrастыц, алынуа нимені адабин, аны uаѕырып, хоостап eöѕітuетeені, олrаннарны саrынарrа eöніeтірuетeені. Табы- рах uоохтаныстарныц (тиeпе сöстернiц) пос оцдайы, ööн туѕаѕы, пÿдiѕi. Ац-хустарныцсарыннары.Ööнсаrыѕы.Омалар. Хакасчонныy нымахтары Нымахтыц ÿrредirлir eÿѕi. Нымахта uонныц сын нимее eиртініѕі,хыныѕы,ынархаѕы,харасаrыстыuицuетeені. «Палыхчыпазасуuээзi»,«ПiрХарызах»,«Iкiхарындас», «ЧалxыТорсых»,«Кÿмÿс кинде». «Аба хайди чарuылатхан» тофалар нымаа. Нымахтыц пос оцдайлары. Литературанымахтарынаyароyнаu М.Е. Кильuиuаeов. «Кöйтiк тÿлгÿдеyер нымах». Лите- ратура нымаrыныц uонныц нымахтарына тöстеніп паѕыл- rаны. Нымахтыц ибірт uоохтыr оцдайы, ööн саrыѕы. Ма- тырларныц хылии. Нымахта uахсы uабалны uицерінеіѕеніс. Нымахты eибеліс оцдайынац пасханы. С.Е. Караuаeов.«Торымас»нымах.7ир-uайаанныц ис-пайын, сілиин хайраллиры, eіѕініц uуртаѕы анынац палrалысuатханы. Тайrаныц омаѕы сибер, хоос тілнец uайалrаны. Хакаслитературазы(20ч) В.А.Кобяков.7уртаспаѕаuайааuыuолы. «Айдо»улуruоох(ÿѕieтер).Айдоöeiсоолахтыц омаѕы. Оолахтыц, пасха eiѕiлерrе тоrаѕып, саrыѕы-eöрiѕi алысханы.Олацайuонныцтоrысхаeÿѕі,нануылаѕы,удур- 6 тöдiрполысuатханы(Торeа,7абус).Писательніцööнматырrапаарсаѕ ын,uуртастыuахсыпілrенiнортаeöѕіт салrаны. 7оохтыц хоос тілi, ибiрeiѕiн хоостааны. Ав- торныц, поѕыныц uуртаѕына тöстеніп, улуr uоох пасханы. П.Т. Штыгашев.Кибелiсui. Хаeас литера- тураѕыныц тöстеrуiѕi. 7уртас uолы паѕа uайааuыѕы. «Чабас суu»eибелiс. Ööн саrыѕы. 7ир-uайаанныцсi- лиине паѕа пайына поrдархас. Т.Н.Балтыжаков. Проѕаиe, олrан писательi. 7уртас паѕа uайааuы uолы. «Аар»uоох. Олrаннар омаѕы. 7ир-uайаанны хай-раллир тема. 7ир-суубыстыц uир-uайааныныц uуртаѕын uахсы сиѕінері паѕа аны араuылиры. Миeенец Поeоныц uахсы eиреeтері паѕа uирuайаанrа хыныстары. Писатель, олrаннарныц оцдайларын, хылыхтарын, uахсы пiлiп,хынып eöѕітuетeені. Литературатеориязы.Эпитет.Тицнестiрir. К.М. Костяков.Проѕаиeтiц uуртас паѕа uайааuы uолы. «Аy чолларынxа»uыындыдаrы«Харам апсах»,«Хор тыхХапчыuас»uоохтар.Тайrадаrыuуртас.Кiѕiпаѕаuир- uайаан. Г.Ф. Топанов. Проѕаиктiц чуртас паѕа чайаа- uы чолы. «Михайныy ÿлÿзi», «Азыранды» чоохтар. Кiѕi паѕа чирчайаан.«Михайныy ÿлÿзі»чоох. Питра апсахтыц матыр хылии. Михайныц олrан туѕы. Оолахтыц чалтанмас, тідімніr хылии, ырыѕы. Авторныц чазыны хоостаан хоос оцдайлары.«Азыранды»чоох.Аrас öскірuетeеннерніц uирчайаанrа, ац-хусха паарсаѕын, хыныѕын uарытханы. Саeин Маeуныц хара саrыѕы. Öдірткен сыынныц палазын, азыранды идіп, öскіргені – олrаннарныц махтаrлыr киректері. Писательнiц чир-uайаанны, хоостап, сіліr пасханы. 7 К.Г.Коташев.7ир-uайааннацар пасuатхан eибелiсuiнiц uуртас паѕа uайааuы uолы. «Муy хазыy»eибелiс. 7ир-uайаан темаѕы. Поэттіц uирuайаанrахыныѕы,аныцсілиинеöрінuетeеніпаѕаuир- uайаанныц сайбаrуыларына тоrырланuатханы. Кибелісте uир-uайаанны хоос пасхан оцдайларны сиѕінері (тицнес- тіріrлер, эпитеттер). Н.Е. Тиников.Проѕаиe. Олrан писательi. 7уртас паѕа uайааuы uолы. «Миша» uоох. Ööн матырныц омаѕы. Совет Союѕыныц матырыныц олrан туѕы. Iстенiс темаѕы. Нандырыrлыr поларrа eöнieтiрерi. Миша 7ебодаевтіц eіuіrдеrіѕі, аныц eіѕілерrе хайuатханы, uонrа туѕалыr eиреeтерде ара- ласuатханы. Мишаныц uалтанмаѕы, сын ынархасты оцарuатханы.Хантörістіruаадамахаuыuааласханыпаѕа Совет Союѕыныц Матыры ат алrаны. Кіѕініц сілии, саб- ланыѕы итeен нимеѕінде полuатханын eöѕітuетeені. Я.А. Тиспереков. 7ир-uайааннацар пасuатхан eибелiсuiнiц uуртас паѕа uайааuы uолы. «Часхы»eибелiс.Кибелеrомалары.Хоосоцдайлар. 7ир-uайаанныeörлеені,uуртастыцсілиинсиѕіндірері. В.В. Угдыжеков.Кибелiсuiнiц uуртас паѕа uайааuы uолы. «Читi Хыс абахай» eибелiс. Таrдацар eип-uоох. Фоль- eлор паѕа литература. М.Н. Чебодаев.Кибелiсuiнiц uуртас паѕа uайааuы uолы. «Хуртуйах тас»eибелiс. Пурунrы тастацарeип-uоох литературада паѕа uуртаста. Хуртуйах тастыц омаѕында uонныц тархыны eöѕіділrені. Улуrларныц Хуртуйах тасты, піліп, аарлапuатханы. Öбеeелер улуrлапuатхан обаа- тастарrа улуr аарласты uитiрерi. 8 А.В. Такпеев.7ир-uайааннацар пасuатхан eибелiсuiнiц uуртас паѕа uайааuы uолы. «Чирсуумныy хараuы»eибелiс. Тöреенuир-сууныц омаѕы. Хоос оцдайлар. Г.Г. Казачинова.Проѕаиeтiц uуртас паѕа uайааuы uолы. «Киxеегi чÿзе наyмыр»uоох. Кiѕi паѕа uир-uайаан. Iстенiс темаѕы. 7ир-uайаанда иртuетeен алыѕыrларны олrаннарны орта сиѕiндiрерi. Олrаннарныц сидіe туста, uідірінмин, хойларны араuылааны. 7онныц ынаr тудын- rаны. 7оохтыц ÿrредіrліr саrыѕы. А.А. Халларов.Проѕаиeтiц uуртас паѕа uайааuы uолы. «Саарсых мÿÿс»uоох. Кiѕi паѕа uир-uайаан.Улуr eiѕiнiц ÿrредirлir uооrын сиѕiнерi, аарлиры. Тода аrаныц паѕа ала пуrаныц махаuыѕы. 7уртасха сын eöрiс тöстирi. В.Г. Майнашев.Кибелiсuiнiц uуртас паѕа uайааuы uолы. «Чирiмминiy,чирiм»eибелiс.Тöреенuир-суунахыныс. Тöреенuир-сууныц омаѕы. К.П. Топоев.Проѕаиeтiц uуртас паѕа uайааuы uолы. «Öрт»uоох. Матырларныц омаѕы, хылии. Олrаннарныцeöцнілері,посараѕындаrыхайыrлары.«Маха-uы» Тимурнац «хортых хоѕанахтыц» сын хылыхтары, тудыныстары. Писательнiц uир-uайаанны хайраллиры- нацар саrыѕы. Л.К.Чебодаева (Кÿyÿре хызы).Авторныц uайааuыѕы. «Тоспинчам тöреен тiлiме»eибелiс,«Чистеккечöр гені» uоох. Тöреен тiлi, темаѕы. Олrаннарны ÿrредерi. Кiѕi паѕа uир-uайаан. Содержание обучения в 6 классе. Устное народное творчество хакасов. Пурунгы тустарнын хоос cос (Мудрое слово предков). Роль и место фольклора в жизни народа. Кип-чоохтар (Предания). Тахпахтар (Народные лирические песни тахпахи). Жанровые особенности тахпаха. Темы. Структура тахпаха. Ойын тахпахтары (Игровые тахпахи). Айтыс тахпахтары (Состязательные тахпахи). Хакасская литература. А.М. Топанов. Поэт. Основоположник хакасской поэзии и драматургии. Жизнь и творчество автора. В.А. Кобяков. Поэт. Основоположник хакасской поэзии. Жизнь и творчество автора. П.Т. Штыгашев. Поэт. Основоположник хакасской поэзии. Жизнь и творчество автора. Н.Г. Доможаков. Жизнь и творчество поэта. Пейзажная лирика. М.Е. Кильчичаков. Поэт. Драматург. Жизнь и творчество автора. В.Г. Майнашев. Жизнь и творчество поэта. К.Т. Нербышев. Жизнь и творчество прозаика. Рассказы: "Тас Ирбен" ("Тас Ирбен"), "Ады чох солдат" ("Неизвестный солдат"). Место фольклорных и реальных героев в памяти народа. Я.А. Тиспереков. Жизнь и творчество поэта. Н.Е. Тиников. Жизнь и творчество прозаика. И.В. Капчигашев. Жизнь и творчество поэта. И.М. Костяков. Жизнь и творчество автора. М.Р. Байнов. Жизнь и творчество поэта. 9 А.Е. Султреков. Прозаик. Жизнь и творчество. Ф.Т. Бурнаков. Жизнь и творчество автора. литература родственных народов (Харындас чоннарныц литературазы). Жизнь и творчество тувинских, алтайских писателей. Литературное наследие. Ч.Ч. Куулар, Ю.Ш. Кюнзегеш, Э.М. Палкин. Содержание обучения в 7 классе. Устное народное творчество хакасов. Древние мифы о сотворении мира. Представления древних хакасов о зарождении жизни на земле. Специфика древних мифов. "Чир-чайаан хайди " ("Как сотворилась земля"). Эпос как жанр фольклора. Особенности исполнения. Главные идеи эпоса. Образы богатырей. Борьба добра и зла. Представление народа о защитнике-богатыре. Народные идеалы. Образ богатыря Албынчы. Сказители - хранители культуры народа. О почитании сказителей в народе. Сказитель С.П. Кадышев. Жизнь и творчество. Хакасская литература. Хакасская литература в 1920 - 1930 годах (В.А. Кобяков, А.И. Кузугашев, А.М. Топанов и другие). Фольклорные традиции. Формирование сознания народа. Развитие национальной хакасской литературы (Н.Г. Доможаков, М.Е. Кильчичаков, М.Р. Байнов и другие). В.А. Кобяков. Жизнь и творчество одного из основоположников хакасской прозы. Рассказ "Мылтых табызы" ("Выстрел"). Сюжет. Герои. Отражение исторических событий. А.И. Кузугашев. Жизнь и творчество одного из основоположников хакасской прозы. Повесть (отрывки) "" ("Волчья стая"). Сюжет. Идея произведения. Н.Г. Доможаков. Жизнь и творчество автора. М.Е. Кильчичаков. Жизнь и творчество поэта. М.Н. Чебодаев. Жизнь и творчество автора. Очерки: " чазы" ("Курганная степь"), "Ким хазында" ("На берегу Енисея"). Образ Хакасии в произведениях поэта. М.Р. Байнов. Жизнь и творчество. Поэтическое творчество. Н.Е. Тиников. Жизнь и творчество автора. Стихотворение "Тойда" ("На свадьбе"). Основные темы, мотивы и образы. В.Г. Майнашев. Жизнь и творчество поэта. В.В. Угдыжеков. Жизнь и творчество поэта. В.Ф. Барашков. Жизнь и творчество поэта-песенника. Стихотворения: "Чуртас хырилары" ("Берега жизни"), "Чирiм амыры" ("Тишина родной земли"). Пейзажная лирика, образы родной природы. П.М. Боргояков. Жизнь и творчество поэта, художника, музыканта. Стихотворение " чох полк" ("Бессмертный полк"). Образы, мотивы. Культура памяти. Литература родственных народов (Харындас чоннарныц литературазы). С.П. Данилов, З.Ш. Донгак. Литературное наследие. Роль писателя в развитии литературы. Содержание обучения в 8 классе. Устное народное творчество хакасов. Сказители и их наследие. Роль эпоса в развитии культуры. П.В. Курбижеков. Жизнь и творчество сказителя. Творческое наследие. Чон нымахтары - литературада (Народные сказания в литературе). Памятники енисейской письменности (надписи на скалах, на могильных и памятных плитах, на отдельных предметах и монетах), найденных на территории Хакасско-Минусинской котловины, Алтая, Тувы, Северной и западной Монголии. Рунические тексты, найденные на территории Хакасии. История открытия памятника как образца эпитафийной лирики: "Алтын хумартхы тас" ("Надписи с Алтын кёля"). Хакасская литература. Роль национального хакасского фольклора и русской литературы в формировании идейно-творческих принципов хакасской литературы: поэзии, прозы, драматургии. В.А. Кобяков. Жизнь и творчество. Рассказ "" ("Крещение"). История и современность. Мастерство автора рассказа. Композиция рассказа. М.С. Коков. Жизнь и творчество 10поэта, драматурга. Драма "Акун". Содержание драмы, тема, идея, образы. Характеристика главных героев. Н.Г. Доможаков. Жизнь и творчество. Поэма "Галина". Центральный образ поэмы. Тема Великой Отечественной войны и дружбы народов. Язык поэмы. Роман "Ыраххы аалда" ("В далеком аале") (отрывки из романа). Основная тема, идея романа. Образы героев. Сюжетные линии. Язык романа. М.Е. Кильчичаков. Жизнь и творчество. Г.Ф. Топанов. Жизнь и творчество. Повесть (отрывки) "Хара хус" ("Орел"). Тема Великой Отечественной войны. Идея. Образ главного героя. Язык повести. И.Г. Котюшев. Жизнь и творчество поэта. И.М. Костяков. Жизнь и творчество. Поэтическое творчество. С.И. Чарков. Жизнь и творчество. М. Туран. Жизнь и творчество. Рассказ "Сайалбаан " ("Нерасплетенные косички"). Тема, сюжет, идея произведения. Образ главного героя. М.Р. Байнов. Жизнь и творчество. Стихотворения: "Тирек" ("Тополь"), "Хорлаца" ("Ручеек"), Изобразительно-выразительные средства. Поэтические образы. К.Т. Нербышев. Жизнь и творчество поэта, прозаика. Стихотворение "Хара суума" ("Ручеек мой"). В.Г. Майнашев. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение "Апсахтар" ("Старики"), Тема. Идея. Язык. А.А. Халларов. Жизнь и творчество. В.К. Татарова. Жизнь и творчество. А.В. Тюкпеев. Жизнь и творчество. Стихотворение "Хызыл хайа" ("Гора Хызыл хая"). Тема. Идея. Я.А. Тиспереков. Жизнь и творчество. Стихотворение "Музей тастары" ("Камни в музее"). Тема, идея произведения. И. Добров. Жизнь и творчество. Стихотворение "Ким хайрахан" ("Богатырь Енисей"). Образ Енисея. Поэтические средства. В. Шалгинов. Жизнь и творчество. Стихотворения: "Хакас чазызы" ("Хакасская степь"), "Тбреен чирiм" ("Моя родина"). С. Том. Ученый-филолог, общественный деятель, поэт-песенник, переводчик, блогер. Биография и творчество. Стихотворение "Баинге" ("Баинову"). Особенности стихотворения-посвящения. Перевод стихотворения Г. Тукая "Тбреен тшм" ("Родной язык"). Тема, идея, образы. О роли родного языка в жизни человека. Язык как основной хранитель духовных и культурных ценностей народа. Литература родственных народов (Харындас чоннарныц литературазы). О наследии писателей А.О. Адарова, А.А. Даржая, Н.Ш. Куулара, М.Б. Кенин-Лопсана. Содержание обучения в 9 классе. Устное народное творчество хакасов. Хакасская литература. Литература как вид искусства. Литература и мифология. Литература и фольклор. Особенности развития хакасской литературы XX века. В.А. Кобяков. Жизнь и творчество. Вклад В.А. Кобякова в развитие фольклорных мотивов, сюжетов в хакасской литературе (прозе и поэзии). Н.Г. Доможаков. Жизнь и творчество. Роман "Ыраххы аалда" ("В далеком аале"). Этнографические реалии в романе. Сюжет, композиция, язык романа. Поэма "Терпектерге " ("На колесах"). Жанровые особенности поэмы. Фольклорные мотивы в поэме. Язык. Композиция. И.Г. Котюшев. Жизнь и творчество. М.Е. Кильчичаков. Жизнь и творчество. М.Е. Кильчичаков как поэт-тахпахчи. Стихотворение " тiлiм" ("Родной язык"). Тема родного языка, любовь и уважение к родному языку. 11 Роль и значение родного языка в жизни человека и народа. И.М. Костяков. Писатель-прозаик, участник Великой Отечественной войны. Жизнь и творчество. Роман (отрывки) "Чiбек хур" ("Шелковый пояс"). Тема войны и судьбы человека. Сюжет, образы, характеры. Язык романа. М.Н. Чебодаев. Жизнь и творчество. Проза. Повесть (отрывки) "Крепин" ("Крепин"). Тематика, проблематика. Народные традиции и судьба женщины. Образы молодых людей. Центральные образы и характеры. Язык произведения. В.Г. Майнашев. Жизнь и творчество поэта-лирика. М. Туран. Жизнь и творчество прозаика. М.Р. Байнов. Жизнь и творчество поэта. Кибелiстiг роман (Роман в стихах). Жанрово-стилевые особенности романа в стихах. Н.Е. Тиников. Жизнь и творчество прозаика. Повесть (отрывки) "Арчот хам" ("Шаман Арчот"). Отражение народных традиций в повести. Идейнотематическое содержание, центральные образы, стилистико-языковые особенности. А.А. Халларов. Жизнь и творчество прозаика, поэта. Повесть (отрывки) "Акай" ("Акай"). Автобиографические основы повести. Проблематика, тематика. Образы, характеры. Язык произведения. В.Г. Шулбаева. Драматург, прозаик, поэт-песенник. Жизнь и творчество. Д.И. Чанков. Прозаик, ученый-филолог, участник Великой Отечественной войны. Жизнь и творчество. М. Тимос (Михаил Маганаков). Биография и творчество автора. Рассказ "Саар паза Сахсар" ("Горы Саар и Сахсар"). Образы и характеры современников. Ф.Т. Бурнаков. Поэт, прозаик, детский писатель. Биография и творчество автора. Рассказ "Хызыл Хыр Хулун" ("Рыже-чалый жеребенок"). Сюжет, образы, особенности языка. Литература родственных народов (Харындас чоннарнын литературазы). Тематика, основные мотивы лирики Б.Я. Бедюрова, А.А. Даржая, Л.Н. Арбачаковой. Планируемые результаты освоения программы по родной (хакасской) литературе на уровне основного общего образования. В результате изучения родной (хакасской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (хакасской) литературы; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из хакасской литературы, активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности; 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (хакасского) языка и родной (хакасской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений хакасской литературы, а также русской литературы и литературы родственных тюркоязычных народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, 12 технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в хакасской литературе; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; 13 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений хакасского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; способность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и 14 преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. В результате изучения родной (хакасской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса); устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев). У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное 15дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий16 (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; проводить выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании; давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (хакасской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке родной (хакасской) литературы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Предметные результаты изучения родной (хакасской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: выделять проблематику хакасских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале хакасского народа в контексте диалога культур с другими народами России; понимать ключевые для национального сознания хакасов культурные и нравственные смыслы, отраженные в произведениях о 17 Хакасии как о родине с богатой древней историей, о родных просторах с высокими горами, реками и бескрайними степями; осознавать богатство хакасской литературы и культуры в контексте культур народов России, национальных традиций и культурных ценностей хакасского народа, иметь начальное понятие о национальном характере в произведениях о защите Родины, о проблемах подростков и о своеобразии национального языка и родной речи; проводить смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов, под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; владеть начальными умениями проектно-исследовательской деятельности, оформления и предъявления ее результатов, владеть элементарными умениями работы с разными источниками информации; сопоставлять с помощью учителя, изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учетом возраста, литературного развития обучающихся); выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 4 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учетом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся); пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учетом литературного развития обучающихся); создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учетом литературного развития обучающихся). Предметные результаты изучения родной (хакасской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится: выделять проблематику хакасских преданий, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов, сравнивать хакасские предания с историческими преданиями разных народов; осознавать ключевые для хакасского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Хакасии, ее истории и культуре, осознавать богатство хакасской литературы и культуры в контексте культур народов России, анализировать особенности отображения исторических событий, национальных традиций в произведениях о Хакасии, о родном крае и доме; анализировать особенности отображения национального характера в фольклоре, в литературных произведениях о людях Хакасии, защите Родины, Великой Отечественной войне, о силе духа, находчивости и взаимопомощи как основных чертах хакаса, о детстве известных людей, вышедших из народа, о богатстве хакасского языка и родной речи; проводить смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану, интерпретировать и оценивать текстуально изученные произведения фольклора и литературы с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа; выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся); пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, 18 творческий пересказ; отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту, участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному; писать сочинение-рассуждение по заданной теме с использованием прочитанных произведений, аннотаций, отзывов; осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития; планировать собственное чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счет произведений современной литературы для детей и подростков; владеть начальными навыками осуществления самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и простейшими способами ее обработки и презентации; использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме, пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками, интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности. Предметные результаты изучения родной (хакасской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится: выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие хакасских мифов, древних преданий и героических сказаний, выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в хакасской литературе, осознавать ключевые для национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о родном крае и его людях; анализировать особенности национального характера, истоки патриотизма и героизма, проблемы детей в годы гражданской войны, уникальность хакасского языка и родной речи, отраженные в литературных произведениях и устном народном творчестве; проводить смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять литературные произведения с произведениями других искусств, самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыками работы с разными источниками информации и основными способами ее обработки и презентации; выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 6 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся); пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказа, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет произведения; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку прочитанному; создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объемом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение 19 по заданной теме с использованием прочитанных произведений, под руководством учителя исправлять и редактировать собственные письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему; понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений; планировать свое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и обучающихся, в том числе за счет произведений современной литературы для детей и подростков; развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме, самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и подбирать проверенные источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных задач, соблюдая правила информационной безопасности. Предметные результаты изучения родной (хакасской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений, оставленных предками на камнях, на примере надписи с Алтын кёля, иметь представление о великих и храбрых защитниках родной земли; понимать своеобразие и богатство хакасской литературы и культуры в контексте культур народов России, особенности отображения национальных традиций в произведениях о праздниках, традиционной свадьбе, о родстве душ хакасских людей; анализировать и оценивать качества национального характера, отраженного в произведениях о гражданской войне, о стариках-хакасах как хранителях национального сознания, о ценности родного языка; проводить самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ древнеенисейского и литературного текста и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос, самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся), самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды пересказа, обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет; писать сочинение-рассуждение по заданной теме с использованием прочитанных произведений; понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития; самостоятельно планировать свое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и обучающихся с использованием проверенных интернет-ресурсов. Предметные результаты изучения родной (хакасской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох, осознавать ключевые для 20 национального сознания хакасов культурные и нравственные смыслы в произведениях о Хакасии, ее истории и культуре; понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность хакасской литературы и культуры в контексте культур народов России, осознавать роль национальных традиций в произведениях литературы; осмысливать характерные черты национального характера в произведениях о Великой Отечественной войне, о судьбах сказителей, шаманов, строителей новой жизни для народа, выделять нравственные проблемы в книгах о детях и детстве; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, проводить самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах, самостоятельно сопоставлять литературные произведения и их воплощение в других видах искусства; осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты, владеть навыками работы с разными источниками информации и различными способами ее обработки и презентации, самостоятельно формировать круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 10 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся); пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет произведения; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя аргументы; создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объемом не менее 200 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с использованием прочитанных произведений, представлять развернутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос, исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования; понимать важность осознанного чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития; самостоятельно планировать свое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и обучающихся с использованием проверенных интернет-ресурсов. 21 Тематическое планирование учебного предмета «Родная (хакасская) литература» 5 класс № Наименование тем и Кол-во Контрольные разделов часов всего работы Раздел 1. Хакас чоннынын пазылбин путкен чайаачызы 1.1 Кiрiс. Истоки хакасской 1 0 литературы - в устном народном творчестве. Итого по разделу 1 Раздел 2. Малые жанры фольклора 2.1 Кiрiстiг сыныхтаглыг 1 0 тогыс Нымахтанар оннаг 2.2 Хайхастыг нымахтар 1 2.3 Хоныхтанар нымахтар 1 0 2.4 Ан-хустарданар 1 0 нымахтар 2.5 Ан-хустар ырлары 1 0 2.6 Таптыргастар 1 0 2.7 Пословицы , поговорки 1 0 и скороговорки Итого по разделу 7 0 Раздел 2. Хакасская литература П.Т. Штыгашев «Теерке кнес 1 2.1 0 В.Г.Майнашев «Кун 2.2 1 0 Практические работы 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 чахайахтары» В.В.Угдыжеков «Читi хыс абахай» Я.А.Тиспереков «Часхы». А.В.Тюкпеев И.Г. Котюшев Стихотворение «Мун 22 хазын». В.А.Кобяков «Айдо» М.Н. Чебодаев «Хуртуйах тас». Т.Н. Балтыжаков «Пчела». Г.Ф. Топанов «Судьба Михая». Г. Ф.Топанов рассказ «Приёмыш». И.М.Костяков «По звериным тропам»: «На дереве кошка», «Жадный старик» И.М.Костяков «По звериным тропам»: «Трусливый Хапчыгас», «Ленивый Содаас» Н.Е. Тиников «Миша» А.А. Халларов (Кызычаков) «Саарсых муус» Г. Казачинова. Рассказ 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 2 1 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 3 1 0 0 0 0 1 0 0 ЦОР 2.17 2.18 «Проливной дождь». И.П. Топоев, рассказ «Пожар». И.П.Топоев Стих «Тореен тiлiм» 1 0 0 1 0 0 0 Всего по разделу Раздел 3.Итоговая контрольная работа Тиксi ирткенi хоостыра 3.1 18 1 1 Всего по разделу Общее количество часов по программе 1 34 1 сыныхтаглыг тогыс 23 Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная (хакасская) литература» 5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа) № Наименование тем Всег о Контрольн ая работа Устное народное творчество Истоки хакасской литературы в 1 устном народном творчестве 2 Входная контрольная работа «Малые 1 жанры фольклора». 3 Загадки 1 4 Пословицы , поговорки 1 5 Скороговорки 1 6 Песни животных и птиц 1 7 Хакасские народные сказки. 1 Нымахтарданароннаг 8 Волшебные сказки «Палыхчы паза 1 сугээзi», «Пiр харызах»» 9 Бытовые сказки «Iкiхарындас», 1 «ЧалчыТорсых», «Кумускинде» 10 Сказки о животных «Перепёлка и 1 лиса», «Зайчонок 11 Литературные сказки.С.Е. Карачаков 1 «Торымас» 12 Чоохалгыдары.Нымахпасчан 1 конiгестер Хакасская литература 13 П.Т. Штыгашев «Тееркекнес» 1 14 В.Г.Майнашев «Кун чахайахтары» 1 15 В.В.Угдыжеков «Читiхысабахай» 1 16 Я.А.Тиспереков «Часхы». 1 17 А.В.Тюкпеев «Часхытан» 1 18 И.Г. Котюшев Стихотворение «Мун 1 24 хазын». 19 В.А.Кобяков «Айдо» 1 20 В.А.Кобяков «Айдо» чоохтачир– 1 чайаанныномазы 21 М.Н. Чебодаев «Хуртуйахтас». 1 22 Т.Н. Балтыжаков «Пчела». 1 23 Г.Ф. Топанов «Судьба Михая». 1 24 Г. Ф.Топанов рассказ «Приёмыш». 1 25 И.М.Костяков «По звериным 1 тропам»: «На дереве кошка», «Жадный старик» 26 И.М.Костяков «По звериным 1 тропам»: «Трусливый Хапчыгас», «Ленивый Содаас» 27 Н.Е. Тиников «Миша» Знакомство с 1 главным героем 28 Н.Е. Тиников «Миша» гл. «Мы 1 Практиче ская работа 1 Дата 7.09 14.09 21.09 28.09 5.10 12.10 19.10 26.10 9.11 16.11 23.11 1 30.11 7.12 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 25.01 1.02 8.02 15.02 22.02 29.02 7.03 14.03 21.03 4.04 ЦОР археологи» 29 Н.Е.Тиников « Миша – арачылагчы» 30 А.А. Халларов (Кызычаков) «Саарсыхмуус» 31 Тиксiирткенiхоостырасыныхтаглы гтогыс 32 Г. Казачинова. Рассказ «Проливной дождь». 33 И.П. Топоев, рассказ «Пожар». 34 И.П. Топоев, Стихотворение "Родной язык" Общее количество часов по программе 25 11.04 18.04 1 25.04 1 16.05 1 1 23.05 25.05 34 1 1 1 Тематическое планирование учебного предмета «Родная (хакасская) литература» 7класс № Кол-во часов всего Контрольные Практические работы работы Раздел 1. Устное народное творчество Древние мифы о сотворении 1.1 1 0 0 1.2 8 0 0 1 0 0 10 0 1 0 0 1 0 0 2 0 0 3 0 0 3 0 0 2 1 0 0 0 0 3 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1.3 Наименование тем и разделов мира. Эпос как жанр фольклора. «Албынчы» Сказители – хранители культуры народа. Всего по разделу Раздел 2. Хакасская литература 2.1 В.А.Кобяков « Мылтыхтабызы» 2.2 А.И. Кузугашев «Оорлiг пуурлер» 2.3 Н.Г. Доможаков. «Тыттыг таг» 2.4 М.Е. Кильчичаков. Стихотворения«Мама», «Iкi кинек» 2.5 М.Н. Чебодаев. Очерки «Кургенная степь»,»Две встречи с Абазрй», «На берегу Енисея» 2.6 М.Р. Баинов. «т.Анпус », «Дорога в бессмертие» 2.7 Н.Е. Тиников. «Тойда» 2.8 В.Г. Майнашев. « Чир 26 суумда» 2.9 В.В. Угдыжеков.»Минiн турам» 2.10 В.Ф. Барашков.»Чуртас хырилары»,»Чирiм амыры» 2.11 П.М.Боргояков Стих» Бессмертный полк» Всего по разделу Раздел 3. Литература родственных народов 3.1 Жизнь и творчество тувинских, алтайских писателей.Литературное наследие. Ч.Ч. Куулар, Ю.Ш. Кюнзегеш, Э.М. Палкин. 1 ЦОР 1 Всего по разделу Раздел 3. Повторение Урок-повторение пройденного за год 1 Раздел 4. Итоговая контрольная Итоговая контрольная Общее количество часов по программе 27 1 34 1 Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная (хакасская) литература» 7 класс (всего 34 часа, 1 час в неделю) № Наименование тем 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 Все го Контрол Практическая работа ьная работа Устное народное творчество 1 «Чир - Пурунгы кип-чоох чайаанхайдипуткен Эпос как жанр 1 фольклора.Героический эпос хакасского народа. «Албынчы» Алтын хан и его семья. Путешествие Хулатая. Хулатай паза 1 УзутАрыгЧарыхКооктiн табызы Алыпоолахтарнын кип, 1 атсоончачоргеннерi Албынчынын Тун 1 Харааргаморийделер Женитьба алыпов 1 Борьба Албынчы с УзутАрыг и 1 Хулатай 1 Албынчы - освободитель Алыптыгнымахтын тiлi паза 1 пудiзi Сказители - хранители культуры 1 народа.Сказитель - С.П.Кадышев Хакасская литература 1920-1930чч. хакас 1 литературазы. Пастагыписательлер.Хакаслитер атуразынынозiзi 28 В.А.Кобяков « Мылтыхтабызы» 1 А.И.Кузугашева. Повесть «Оорлiг пуурлер» Н.Г.Доможакова. Понятие о поэме. Поэма «Тыттыгтаг» Художественное мастерство поэта – лирикаН.Г.Доможакова М.Е.Кильчичакова. Стихотворение «Iкiкинек» М.Е.Кильчичаков «Мама» Война и мир в лирике поэта. Особенности лирического героя в произведениях М.Е.Кильчичакова. М.Н.Чебодаев Жизнь и творчество. Очерк «Кургеннiг Дата 4.09 11.09 18.09 25.09 2.10 9.10 16.10 23.10 28.10 13.11 20.11 27.11 1 4.12 1 11.12 1 18.12 1 25.12 1 30.12 1 15.01 ЦОР 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 чазы» М.Н.Чебодаев «Ким Хазында», 1 22.01 М.Н.Чебодаев Очерк «Абазананiкiтогазыг» М.Р.Баинов Стихотворение «Анпус Чача» М.Р.Баинов Стихотворение «Анпус Чача» М.Баинов «Олiм пiлбессерчол» Особенности лирики поэта. Н.Е.Тиников Стих «Тойда» 1 29.01 1 5.02 1 12.02 1 19.02 1 26.02 В.Г.Майнашев «Чир суумда» 1 4.03 В.В.Угдыжекова. Стихотворение «Тореенчирiм», «Чазыдаког» В.В.Угдыжеков «Минiн турам», «Аргысха» В.В.Угдыжеков«Андасин не пыролыгзын». Тема Родины в поэзии автора В.Ф.Барашкова. Стихотворения «Чуртасхырилары», «Чирiм амыры» П.М.БоргояковСтихотворение " Чох полк" Литература тюркоязычных народов России.С.П.Данилов «Коон тосты нымахчы» З.Ш.Донгак « Турктостен» Ойынурогы «Кем ин орта» 1 11.03 1 18.03 1 1.04 1 8.04 1 15.04 1 22.04 1 29.04 1 6.05 1 13.05 3 2 3 Чылибiреугренгенiнчесыныхтаг 29 3 лыгтогыс 3 Поссагызынанулесчен урок 4 Общее количество часов по программе 34 1 Тематическое планирование учебного предмета «Родная (хакасская) литература» 8 класс № Наименование тем и разделов Кол-во часов всего Контрольные Практические работы работы 1 0 0 Народные сказания в литературе.Памятники енисейской письменности "Надписи с Алтын кёля" 1 0 0 Всего по разделу Раздел 2. Хакасская литература 2.1 Роль национального хакасского фольклора и русской литературы в формировании идейнотворческих принципов хакасской литературы: поэзии, прозы, драматургии. 2 1 0 0 В.А.Кобяков. Рассказ «Крещение» М.С.Коков Драма «Акун» Н.Г. Доможаков. Поэма «Галина» Н.Г. Доможаков. « В далёком аале» М.Е. Кильчичаков. «Хулгалар» 30 Г.Ф.Топанов. Повесть "Орел". И,В.Капчигашев И.М.Костяков Стих басня С.И.Чарков «Ыраххы нанчы» М.Туран «Нерасплетённые косички» М.И.Баинов Стихотворения: "Тополь" "Ручеёк" К.Т. Нербышев. Стихотворение "Ручеёк мой" В.Г.Майнашев Стихотворение "Старики" А.А. Халларов.Рассказы «Тирен чулда», «Чазы хызы» В.К. Татарова. «Куску чиллер», «Аачамнын ырлары». А.В. Тюкпеев. "Гора Хызыл хая". 2 0 0 2 1 4 0 0 0 0 0 0 2 3 3 2 1 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Раздел 1. Устное народное творчество 1.1 Сказители и их наследие. Роль эпоса в развитии культуры. Творческое наследие.П.В. Курбижекова. 1.2 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 ЦОР Я.А. Тиспереков"Камни в 1 музее"). 2.18 И. Добров. Стих"Богатырь 1 Енисей". 2.19 В. Шалгинов. "Хакасская 1 степь","Моя родина" 2.20 С. Том. Стих"Баинову". 1 Всего по разделу 30 Раздел 3. Литература родственных народов 3.1 1 Жизнь и творчество тувинских, алтайских писателей.Литературное наследие. Ч.Ч. Куулар, Ю.Ш. Кюнзегеш, Э.М. Палкин. 1 Всего по разделу Раздел 3. Повторение Урок-повторение пройденного за год 1 Раздел 4. Итоговая контрольная Итоговая контрольная 1 Общее количество часов по программе 34 2.17 31 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 Календарно- тематическое планирование по учебному предмету «Родная (хакасская) литература 8 класс (всего 34часа, 1 час в неделю). № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Наименование тем Контрольная работа Устное народное творчество 1 Сказители и их наследие. Роль эпоса в развитии культуры. Сказитель П.В. Курбижеков и его наследие Памятники енисейской 1 письменности "Алтын хумартхы тас" Роль национального хакасского фольклора и русской литературы в формировании идейно– творческих принципов хакасской литературы: роэзии, прозы, драматургии В.А.Кобяков Рассказ «Крещение» «Кiроске тузiргенi» чоохта омаларнын чайалганы М.С.Коков «Акун». Хам хамнааны М.С.Коков «Акун» Наа чуртас пудiриии Н. Г. Доможаков. Поэма «Галина» Н.Г.Доможаков32 «Ыраххы аалда» Н.Г.Доможаков «Ыраххы аалда» Н.Г.Доможаков «Ыраххы аалда» Н.Г.Доможаков «Ыраххы аалда» М.Е.Кильчичаков. Драма «Хулгалар». Отражение реальных событий в драме М.Е.Кильчичакова Г.Ф.Топанова Повесть «ХараХус» Тема подвига в повести «Орёл» Всего Практическая Дата работа 4.09 11.09 1 18.09 1 25.09 1 2.10 1 9.10 1 16.10 1 23.10 1 28.10 1 13.11 1 20.11 1 27.11 1 4.12 1 11.12 1 18.12 1 25.12 ЦОР И.Г.Котюшев Стих 1 «Первый гром» 18 Басня «Улуг куске паза 1 хахпан». Нравственное звучание произведений И.Г.Котюшева. 19 И.М. Костяков. Стих 1 «Мин пiлчем нимедiр ол чаа» 20 С.И. Чарков. Рассказ 1 «Далёкий друг». 21 Творчество 1 М.Турана.Рассказ «Сайалбаан сурместер». 22 Отражение народных 1 традиций. Смысл названия произведения. 23 М.И.Баинов 1 Стихотворения: "Тирек", "Хорлана" 24 К.Т. Нербышев 1 Стихотворение "Хара суума" 25 В.Г. Майнашев. 1 Стихотворение "Апсахтар" 26 Творчество 1 А.А.Халларова.Рассказы «Тирен чулда» 27 В.Г.Татарова Кибелiс 1 «Куску чиллер», «Аачамнын ырлары». 28 А.В. Тюкпеев. 1 Стихотворение "Хызыл 33 хайа" 29 Чыл ибiре угренгенiнче 1 сыныхтаглыг тогыс 30 Я.А.Тиспереков. 1 Стихотворение "Музей тастары" 31 И. Добров. "Ким 1 хайрахан" 32 В. Шалгинов. "Хакас 1 чазызы""Тореен чирiм" 33 С.Том «Баинге», 1 Харындас чоннарнын литературазы 34 О наследии писателей 1 А.О. Адарова, А.А. Даржая, Н.Ш. Куулара, М.Б. Кенин-Лопсана Общее количество часов 3 1 17 30.12 10.01 17.01 24.01 31.01 7.02 14.02 21.02 28.02 6.03 13.03 20.03 3.04 10.04 17.04 24.04 8.05 15.05 34