Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бондаревская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено Руководитель ШМО __________ Деревягина Т.П. протокол заседания ШМО № 1 от «29» 08 2024 г. Согласовано Заместитель директора по УВР ____________ Карташова Е.И. от «30» 08 2024г. Утверждаю Директор МБОУ "Бондаревская СОШ" _________________ Кузьмичева Н.А. Приказ № 184 от «30» 08 2024г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по внеурочной деятельности «В мире животных» для 2 класса на 2024-2025 учебный год учитель: Кончакова Наталья Викторовна Бондарево, 2024 год Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: • • • • • • познавательный интерес к изучению жизни животных и взаимодействию на них человека; бережное отношение к животным; творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди! самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции; духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина. освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД (универсальных учебных действий): Регулятивные УУД: • • • самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: • самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. • анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Коммуникативные УУД: • • • • • • • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. выполняя различные роли в группе, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. критично относиться к своему мнению понимать точку зрения другого участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предметные результаты изучения курса Учащиеся должны знать: • • • • что такое природа и животный мир; правила поведения в природе; что такое охрана природы; основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды, влияющие на жизнь животных; • • • глобальные экологические проблемы, влияющие на жизнь животных; разнообразие животных; редкие и охраняемые животные. Учащиеся должны уметь: • • • • • оценивать экологическую ситуацию; выполнять правила поведения в природе; ухаживать за животными; участвовать в природоохранных акциях; самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. Минимальное обязательное количество таких сертификационных испытаний – не больше четырех за учебный год. Форма итогового контроля: круглый стол, творческие работы учащихся, викторины. Оценка планируемых результатов освоения программы Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть: 1. однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; 2. постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; 3. тематические - по итогом изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей. Содержание курса Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это беседа, решение кроссвордов, ребусов, загадок и других заданий, и игр, направленных на умственное развитие ребенка в ходе изучения различных тем. Содержание занятий. Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с курсом. Тема 2. Почему волка называют санитаром леса? Беседа об экологической проблеме. Пользу или вред приносит природе волк? Почему волка называют санитаром леса? Работа с текстом В.Зотова «Волк», разбор фразеологизмов. Практическая работа в группах - «Раскрась». Тема 3. Король орлов. Знакомство с видами хищных птиц. Самая большая птица орлиного племени. Работа с текстом. Разгадывание загадок. Тема 4. Летучие мыши. Узнают о единственном млекопитающем на Земле. Пользу или вред приносит природе летучая мышь? Работа с текстом. Экологическая игра «А что будет если…» Тема 5. Альбатрос. Почему альбатрос – странствующая птица? Причины сокращения численности альбатросов. Просмотр видеоматериалов. Работа с текстом. Тема 6. Самый большой лежебока. Барсук. Повадки и особенности барсука. Сочинение сказки о барсуке. Работа с текстом. Разгадывание кроссвордов, загадок. Работа в группах «Собери мозаику». Тема 7. Клёст, или северный попугайчик. Клёст – еловик. Почему его так называют? Условия гнездования и вскармливание птенцов. Работа с текстом. Сочинение загадок. Тема 8. Анчоусы. Обитают ли анчоусы в нашей стране? Особенности внешнего вида анчоусов. Работа с текстом. Разгадывание ребусов, загадок. Тема 9. Бакланы. Морская прожорливая птица. Среда обитания. Особенности рыбного промысла в Японии и Китае. Работа с текстом. Оригами. Тема 10. Непоседливый зверёк. Белка в природе и в домашних условиях. Особенности зимовки. Работа с текстом. Игра «Белочка-прыгунья». Тема 11. Самый высокий зверь. Как жираф приспособился жить в самых засушливых районах. Как спит жираф? Человек – враг жирафа. Работа с текстом. Коллективное панно «Жираф» Тема 12. Самая большая змея. Человек - единственный враг анаконды. Работа с текстом. Отгадывание загадок на тему «Змеи». Тема 13. Опасные малютки. Пираньи. Просмотр видеофильма «Хищные рыбы». Игра с мячом «Хищная рыба, не хищная рыба» Тема 14. Кто плавает на боку? Чем же уникальна камбала? Работа с текстом. Викторина на тему «Рыбы». Тема 15. Быстрая как стрела. Щука – самый страшный хищник. Легенды об этой удивительной рыбе. Работа с текстом. Тема 16. Красногрудые красавцы. Украшение зимней природы – снегирь. Как снегирь сажает рябину? Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц. Тема 17. Как лягушки квакают? Лягушка. Виды лягушек. Работа с текстом. Просмотр путешественница». мультфильма «Лягушка – Тема 18. Мохнатые тяжеловесы. Белый полярный медведь, самый крупный из современных хищников. Белые медведи внесены в Международную Красную книгу. Кто виноват? Лепка. Работа с текстом. Разгадывание загадок, знакомство с народными приметами и пословицами. Тема 19. Жемчужина сибирской тайги. Соболь – уникальная жемчужина тайги. Человек, остановись!!! Игра «Зоопутаница». Работа с текстом. Тема 20. У кого мешок под клювом? Пеликаны. Виды пеликанов. Решение головоломок. Игра « Перенеси лягушек в клюве». Тема 21 . Глухарь. Благородная птица семейства тетеревиных. Пение и танцы глухарей. Причины исчезновения глухарей. Просмотр видеоматериалов. Работа с текстом. Тема 22. Гигантские рептилии. Крокодилы – древние жители нашей планеты. Крокодиловые фермы. Кто опасен больше: крокодил для человека или человек для крокодила. Игра « Крокодил». Тема 23. Загадочные панды. Бамбуковый медведь. Особенности питания панды. Панда внесена в Международную Красную книгу. Кто виноват? Можно ли содержать панду в зоопарке? Конкурс рисунков на тему «Бамбуковый медведь». Тема 24. Самое большое животное. Кит – рыба или животное? Виды китов. Подготовка сообщений о китах. Чтение стихотворения Б. Заходера «Кит и кот». Тема 25. Птица, которая не боится мороза. Пингвин. Почему эта птица не боится мороза? Ясли для пингвинов. Чтение рассказа Г.Снегирева «Пингвиний пляж». Игра с мячом « Я пингвин - несу яйцо». Тема 26. Розовая птица. Фламинго – сказочная птица. Просмотр видеофильма. Работа с текстом. Решение задач на логическое мышление. Тема 27. Почему льва называют царём зверей? Лев – ласковая кошка или царь зверей? Образ жизни хищного млекопитающего семейства кошачьих. Просмотр видеофильма. Лепка из пластилина. Тема 28. Самый лучший прыгун. Кенгуру – это своеобразное животное семейства сумчатых. История названия этого животного. Как кенгуру борется с собаками. Работа с текстом. Игра «Кто выше прыгнет». Тема 29. Ласточки. Весёлые быстрокрылые птицы семейства воробьиных. Где ласточки пьют воду? Как в народе называют ласточек? Народные приметы. Работа с текстом. Решение математических задач. Тема 30. Павлин. Павлин – курица или нет? Почему изображение павлина украшает индийский национальный герб. Работа с текстом. Изготовление панно «Павлин». Тема 31. Самый быстрый зверь. Гепард. Что означает в переводе слово «гепард». Гепард – это кошка или собака? Игра «Доскажи словечко». Разгадывание загадок на тему «Кошки». Тема 32. Скат. Скаты – «морские орлы» или «морские ястребы», ближайшие родственники акул. Как скаты разочаровывают рыболовов? Сувениры из скатов. Работа с текстом. Тема 33. Первый вестник весны. Скворцы. Пользу или вред приносит скворец природе? Звукоподражание. Экологическая сказка «Как скворец себе дом выбирал». Работа с текстом. Практическая работа с родителями: изготовление скворечников. Тема 34. Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные». 1.Оформить выставку книг «Прочитать, увидеть и.... удивиться». 2.Провести обзор книг «Этот чудесный мир-природы». 3.Оформить плакат «Знаете ли вы?...» Тематическое планирование № Тема учебного занятия п/п Количество часов Теория 1. Вводное занятие. Знакомство с курсом. 2. Почему волка санитаром леса? 3. Практика Всего Форма организации деятельности Групповая называют 1 0 1 Групповая Король орлов. 0 1 1 4. Летучие мыши. 1 0 1 Фронтальная и индивидуальная Групповая 5. Альбатрос. 0 1 1 6. Самый большой лежебока. 1 0 1 7. Клёст, или попугайчик. северный 0 1 1 Фронтальная и индивидуальная 8. Анчоусы. 1 0 1 Групповая 9. Бакланы. 0 1 1 Фронтальная и Фронтальная и индивидуальная Групповая индивидуальная Групповая 10. Непоседливый зверёк. 1 0 1 11. Самый высокий зверь. 0 1 1 12. Самая большая змея. 1 0 1 13. Опасные малютки. 0 1 1 14. Кто плавает на боку? 1 0 1 15. Быстрая как стрела. 0 1 1 16. Красногрудые красавцы. 1 0 1 17. Как лягушки квакают? 0 1 1 18. Мохнатые тяжеловвесы. 1 0 1 19. Жемчужина сибирской тайги. 0 1 1 20. У кого мешок под клювом? 1 0 1 21. Глухарь. 0 1 1 22. Гигантские рептилии. 1 0 1 23. Загадочные панды. 0 1 1 24. Самое большое животное. 1 0 1 25. Птица, которая мороза. боится 0 1 1 Фронтальная и индивидуальная 26. Розовая птица. 1 0 1 Групповая 27. Почему льва называют царём 0 зверей? 1 1 Фронтальная и индивидуальная 28. Самый лучший прыгун. 1 0 1 Групповая 29. Ласточки. 0 1 1 30. Павлин. 1 0 1 Фронтальная и индивидуальная Групповая 31. Самый быстрый зверь. 0 1 1 32. Скат. 1 0 1 33. Первый вестник весны. 0 1 1 34. Викторина на экологическую 0.5 тему «Эти забавные животные». 0.5 1 не Фронтальная и индивидуальная Групповая Фронтальная и индивидуальная Групповая Фронтальная и индивидуальная Групповая Фронтальная и индивидуальная Групповая Фронтальная и индивидуальная Групповая Фронтальная и индивидуальная Групповая Фронтальная и индивидуальная Групповая Фронтальная и индивидуальная Групповая Фронтальная и индивидуальная Групповая Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности « В мире животных» Дата № Тема занятия урока План Факт 1 03.09 Вводное занятие 2 10.09 Почему волка называют санитаром леса? 3 17.09 Король орлов. 4 24.09 Летучие мыши. 5 01.10 Альбатрос. 6 08.10 Самый большой лежебока. 7 15.10 Клёст, или северный попугайчик. 8 22.10 Анчоусы. 9 05.11 Бакланы. 10 12.11 Непоседливый зверёк. 11 19.11 Самый высокий зверь. 12 26.11 Самая большая змея. 13 03.12 Опасные малютки. 14 10.12 Кто плавает на боку? 15 17.12 Быстрая как стрела. 16 24.12 Красногрудые красавцы. 17 14.01 Как лягушки квакают? 18 21.01 Мохнатые тяжеловвесы. 19 28.01 Жемчужина сибирской тайги. 20 04.02 У кого мешок под клювом? 21 11.02 Глухарь. 22 18.02 Гигантские рептилии. 23 25.02 Загадочные панды. 24 04.03 Самое большое животное. 25 11.03 Птица, которая не боится мороза. 26 18.03 Розовая птица. 27 01.04 Почему льва называют царём зверей? 28 08.04 Самый лучший прыгун. 29 15.04 Ласточки. 30 22.04 Павлин. 31 29.04 Самый быстрый зверь. 32 06.05 Скат. 33 13.05 Первый вестник весны. 34 20.05 Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные».