Рабочая программа внеурочной деятельности Я- путешественник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бондаревская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено
Руководитель ШМО
__________Деревягина Т.П.
протокол заседания ШМО
№ 1 от «29» 08 2024 г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________ Карташова Е.И.
от «30» 08 2024г.

Утверждаю
Директор МБОУ "Бондаревская СОШ"
_________________ Кузьмичева Н.А.
Приказ № 184 от «30» 08 2024г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Я- путешественник»
Для 1 класс

2024 – 2025 учебный год

Пояснительная записка
1.Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Я - путешественник» составлена
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов
начального общего образования, Примерной программы воспитания.
2.Программа предполагает проведение регулярных экскурсий со школьниками (в расчете
4-8 часов на экскурсию и обработку экскурсионных материалов).
3.Согласно учебному плану на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 33
часа в год.
Цель курса
Целью внеурочной деятельности является - ознакомление младших школьников с
загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, анализа,
формулировки выводов, пробуждение интереса к знаниям наукой.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Курс «Я – путешественник» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной
деятельности «Интеллектуальный марафон». На реализацию этой программы отводится 1
час в неделю, 33 часа в год.
Содержание курса внеурочной деятельности
Правила юного путешественника
Какую пользу человеку приносят экскурсии и прогулки. Правила путешественника. Что
надеть и что с собой взять на прогулку или экскурсию. Правила безопасности на
прогулках и экскурсиях. Правила дорожного движения. Правила поведения в транспорте,
в театре, в кино и в музее. Викторина «Посвящение в юные путешественники»
Моя Родина, моя Россия
Беседа о Родине. Знакомство с понятиями «гражданин», «конституция»,
«государственные символы» страны, знакомство с национальными традициями русских и
других народов России. Достопримечательности крупных городов нашей страны.
Виртуальное посещение достопримечательностей столицы (Красная площадь,
Исторический музей, Собор Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя, Воробьевы
горы, Поклонная гора). Оформление экскурсионного фотоотчета. Подготовка сообщений
детьми.
Моя малая Родина
Я живу в Хакасии. Растения нашего края. Составление гербария. Животный мир нашего
края. Знакомство с животным миром Хакасии. Чтение книг Н.Сладкова, В.Бианки, о
животных. Знакомство с правилами поведения в природе. Прогулки и экскурсии в
ближайшую природную зону. Оформление экскурсионного фотоотчета. Подготовка
сообщений. Викторина «Я знаю свою Родину». Подведение итогов изучения курса «Я путешественник».
Формы и методы работы
Формы работы:
• Познавательная, этическая и профилактическая беседы;
• игры: ролевые, ситуационные;
• тренинги;
• экскурсии.
Методы работы:
• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
• методы организации деятельности и формирования опыта общественного
•

• поведения личности (метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое
требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
(соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и
др.);
• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей
этнической принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
• эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для
формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма,
потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и
деятельности;
• основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим
прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам
и достижениям ее граждан;
• эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;
• выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
• проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• анализировать и синтезировать необходимую информацию;
• определять цель, обнаруживать и формулировать проблему, тему проекта;
• работать по плану, используя дополнительные средства (справочники, доп. литературу,
средства ИКТ);
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать

знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать,
оформлять, сохранять их.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы как
по ходу действия, так и в конце действия,
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных
связей.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении
и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• монологической и диалогической формами речи;
• навыкам коллективной и организаторской деятельности;
• аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
• находить информацию о городе, о различных учреждениях, необходимых для
удовлетворения
жизненных
потребностей
горожан,
для
самореализации
(поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах,
учебных заведениях, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках,

учебных заведениях) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на
карте, в периодической печати;
• извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции
при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с
родственниками, знакомыми и незнакомыми;
• ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
• объяснять понятия «мой город (село)», «мой край», «Малая Родина», «культура»,
«облик города (села)» и использовать эти понятия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• извлекать информацию из различных источников, музейной экспозиции, а также из
семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми;
• ориентироваться по карте;

Тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем

Общее количество
часов на изучение
4

1.

Правила юного путешественника

2.

Моя Родина, моя Россия

10

3.

Моя малая Родина

19

ИТОГО

33 часа

Календарно-тематическое планирование
№

Тема занятия

Форма
проведения
занятия

Часы

ЦОР/ЭОР

Календарные
сроки

Правила юного путешественника (4 часа)
1.

2.

3.

4.

Инструктаж
по технике
безопасности и
правилам
поведения на
уроке и в
школе.
Какую пользу
человеку
приносят
экскурсии и
прогулки

беседы,
практические
занятия

https://resh.
edu.ru/

08.11

https://resh.
edu.ru/

15.11

(РЭШ)
https://resh.
edu.ru/subje
ct/lesson/40
62/start/815
51/

22.11

(РЭШ)
https://resh.
edu.ru/subje
ct/lesson/40
62/start/815
51/

25.11

1

Что надеть и
что с собой
взять на
прогулку или
экскурсию

беседы,
практические
занятия

Правила
безопасности
на прогулках и
экскурсиях

беседы,
практические
занятия

Правила
дорожного
движения

беседы,
практические
занятия

1

1

1

Моя Родина, моя Россия (10часов)
5.

6.

7.

Моя Родина Россия

демонстрацио
нный показ

Города России.

демонстрацио
нный показ

Москва –

демонстрацио

1

1

(РЭШ)
https://resh.
edu.ru/subje
ct/lesson/51
27/conspect
/105671/
(РЭШ)
https://resh.
edu.ru/subje
ct/lesson/51
27/conspect
/105671/
(РЭШ)

29.11

06.12

13.12

Фактические
сроки

столица нашей
Родины

8.

910

Достопримечат
ельности
нашей столицы

Посещение
достопримечат
ельностей
столицы

11 Заповедники
России
12.

13

14

«Широка
страна моя
родная…»
Викторина «Я
знаю свою
Родину»

нный показ,
практика

демонстрация
фильма

Виртуальные
экскурсии

1

1

2

экскурсии
2

Виртуальная
экскурсия

https://resh.
edu.ru/subje
ct/lesson/51
27/conspect
/105671/
(РЭШ)
16.12
https://resh.
edu.ru/subje
ct/lesson/51
27/conspect
/105671/
(РЭШ)
20.12
https://resh.
edu.ru/subje
ct/lesson/51
27/conspect
/105671/
(РЭШ)
27.12
https://resh.
edu.ru/subje
ct/lesson/51
27/conspect
/105671/
28.12

1

викторина.

https://www
.yaklass.ru/

10.01

1
Моя малая Родина (20 часов)
15. Я в Хакасии

интеллектуальн
опознавательные
игры

16. Растения
нашего края

интеллектуальн
опознавательные
игры

17. Инструктаж по

наблюдения;
исследовательск
ая деятельность

технике
безопасности и
правилам
поведения на
уроке и в школе.

Подготовка
сообщений

17.01
1

24.01
1

1

Инфоурок)
https://iu.ru/
videolessons/0a1
2552a-3fc64aa0-8713fa3369dc62
34

31.01

18. Животный мир
нашего края

презентации,
самостоятель
ная работа
(индивидуаль
ная, в паре,
групповая).

1

(РЭШ)
https://resh.
edu.ru/subje
ct/lesson/39
40/start/154
258/

03.02

19. Прогулки и
экскурсии в
ближайшую
природную
зону

экскурсии

1

(РЭШ)
https://resh.
edu.ru/subje
ct/lesson/39
40/start/154
258/

07.02

20. Прогулки и
экскурсии в
ближайшую
природную
зону

экскурсии

1

(РЭШ)
https://resh.
edu.ru/subje
ct/lesson/39
40/start/154

14.02

21. Оформление
экскурсионног
о фотоотчета.
Подготовка
сообщений

презентации,
самостоятель
ная работа
(индивидуаль
ная, в паре,
групповая).

1

(РЭШ)
https://resh.
edu.ru/subje
ct/lesson/39
40/start/154
258/

28.02

22. Достопримечат
ельности моей
малой Родины

видео
путешествие

1

(Инфоурок
https://iu.ru/
videolessons/37e
057274c98-472b97cfc0295e7888
2c

07.03

23. Моя Хакасия

экскурсия

1

24. Наследие
поэтов и
писателей
республики

экскурсия

1

25. Оформление
экскурсионног
о фотоотчета.
Подготовка
сообщений

презентации

1

26. Достопримечат
ельности
нашего края

экскурсия

1

14.03

21.03

(Инфоурок
https://iu.ru/
videolessons/37e
05727-

02.04

4c98-472b97cfc0295e7888
2c
27. Животные
Красной книги
Республики

экскурсия

1

28. Оформление
экскурсионног
о фотоотчета.
Подготовка
сообщений

презентации

1

(Инфоурок
https://iu.ru/
videolessons/37e
057274c98-472b97cfc0295e7888
2c

16.04

29. Курорты края

Виртуальная
экскурсия

1

(Инфоурок
https://iu.ru/
videolessons/37e
057274c98-472b97cfc0295e7888
2c

23.04

30. Предгорья
Кавказа

Виртаульная
экскурсия

1

(Инфоурок
https://iu.ru/
videolessons/37e
057274c98-472b97cfc0295e7888
2c

26.04

31. Наши
природные
богатства

экскурсия

1

30.04

32. Викторина «Я
знаю свою
Родину»

викторина

1

16.05

1

23.05

33. Итоговое
занятие

конкурсы

09.04

Материально-техническое обеспечение.
-Интернет ресурсы;
- проектор;
-ноутбук;
-географическая и политическая карты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».