МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Хакасия Администрация муниципального образования Бейский район МБОУ "Бондаревская СОШ " РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР Директор школы ________________________ ________________________ ________________________ Деревягина Т.П. г. Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. Кузьмичева Н.А. Приказ № 184 от «30» Карташова Е.И. августа 2024 г. «30» августа 2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я - путешественник» для обучающихся 3 класса с.Бондарево 2024 Я - путешественник (Путешествуем по России, миру)» Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Я - путешественник (Путешествуем по России, миру)» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она расширяет предметную область «Обществознание и естествознание» за счет введения дополнительных сведений о России, о многообразии стран и народов на Земле. Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана на основе опубликованных программ внеурочной деятельности, ориентирована на образовательные потребности обучающихся, условия, имеющиеся в общеобразовательной организации. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение окружающего мира во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к многообразию стран, к их истории и культурному наследию, дает возможность им почувствовать, что окружающий мир разнообразен, интересен и увлекателен. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал. Материал, используемый в программе «Я - путешественник (Путешествуем по России, миру)», позволит обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности. Программа “ Я - путешественник (Путешествуем по России, миру)” предполагает формирование патриотических чувств, развитие чувства гордости за свою страну. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания иединства образовательной и воспитательной среды. Описание места курса в учебном плане Курс «Я - путешественник (Путешествуем по России, миру)» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон». Недельное количество часов, отведённых на изучение курса – 1 ч. Годовое количество часов, отведённое на изучение курса – 34 ч. Цели и задачи программы Цель программы: расширение знаний и представлений о географических объектах, формирование умений работать с информацией, представленной на географической карте; развитие навыков работы в условиях командных соревнований. Задачи программы: - расширение кругозора учащихся, развитие их воображения эмоциональной сферы; - укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметаместественнонаучного цикла; - знакомство с народами и странами мира; - ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества; - осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, - формирование уважительного отношения к истории и культуре России и других стран; - побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями; -последовательное приобщение учащихся к детской научнохудожественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней; - развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу, формирование навыков позитивного коммуникативного общения. Планируемые результаты освоения программы Общеинтеллектуальное направление Личностные результаты У ученика будут сформированы: -познавательный интерес к новому материалу, - ответственность за свои поступки, поступки других людей на основе элементарных знаний об обустройстве мира, - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве иразнообразии природы, народов, культур, - уважительное отношение к истории и культуре других народов, - принятие и освоение социальной роли обучающегося, - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, - определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги, - учиться работать по предложенному учителемплану, -ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении), находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Познавательные УУД: - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, -подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировать тексты, -оформлять свои мысли в устной и письменной форме, - выразительно читать и пересказывать текст, - определять понятия, обобщать, - устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, - делать умозаключения, выводы, - строить логические рассуждения, - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других, -работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя), - умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, - умение работать индивидуально и в группе; -формулировать, аргументировать и отстаиватьсвоё мнение, - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим людям,их мнению, мировоззрению, культуре, - готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Предметные результаты Учащиеся должны знать: - наиболее интересные факты и знаменитые достопримечательности стран мира; - о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях, связанных с туризмом и путешествиями. Учащиеся должны уметь: - показывать на политической карте и глобусе местоположение основных географических объектов, стран мира; - рассказывать о природных и культурных достопримечательностях различных стран мира; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о странах с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений; - создание собственных устных или письменных высказываний; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Образовательные технологии и методы достижения поставленных задач,формы организации Формы: 1. тематические занятия; 2. беседы; 3. конкурсы; 4. соревнования; 5. викторины; 6. виртуальные экскурсии; 7. демонстрация фильмов и видеороликов; 8. перезентации; 9. защита проектов. Основные методы: 1. Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом; 2. Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, карт, глобуса, табличек, демонстрация презентаций, фильмов и видеороликов; 3. Практические: практические занятия, игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины. Технологии: 1. Обучение в сотрудничестве, групповая форма организации обучения; 2. Игровые технологии; 3. Соревновательные технологии; 4. Личностно – ориентированный подход; 5. Информационные компьютерные технологии; 6. Проектная деятельность; 7. Здоровьесберегающая технология. Содержание курса внеурочной деятельности 1.«Семь чудес света» (2 ч) Египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. 2. Семь чудес России (2 ч) Байкал, Мамаев курган, Петергоф, Эльбрус, соборВасилия Блаженного, уникальные столбы выветривания и Долина гейзеров на Камчатке. 3.Москва- столица России (2 ч) Спасская башня. Куранты. Большой театр. 4.Санкт-Петербург (3 ч) Петропавловская крепость.Зимний дворец. Мемориальная стела. 5.Старинные русские города (4 ч) Город-музей Кижи. Город оружейников Тула. Смоленск- ключ-город, щит Русского государства. Керчь – портал Крыма. 6.Путешествие по «Старому Свету» (5 ч) Колизей. Пизанская башня. Часы Биг-Бен. Тауэрский мост. Эйфелева башня. 7.Экскурсия по таинственной Азии (2 ч) Тадж Махал. Бурдж-Эль-Араб. 8.Путешествие в «Новый Свет» (5 ч) Статуя Свободы. Мост Золотые Ворота. Эмпайер Стейт Билдинг. Статуя Христа Искупителя. Пирамида Майя. 9.Жемчужины Австралии и Океании (2 ч) Башни Петронас. Сиднейский оперный театр. 10.Дикая Африка (5 ч) Пирамиды Гизы и Великий Сфинкс. Каирский музей. Мечеть Сулеймана Паши. Карфаген. Долина царей. 11.Снежная Антарктида (2 ч) Календарно-тематическое планирование № п/п 1. Тема 1.«Семь чудес света» (2 ч) Египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского. Форма занятия, виды деятельности Дата беседа презентация викторина 06.09.2024 2. Галикарнасский мавзолей, КолоссРодосский, Александрийский маяк. 3. 2. Семь чудес России (2 ч) Мамаев курган, Петергоф, собор Василия Блаженного. 4. Байкал, Эльбрус, уникальные столбы выветривания и Долина гейзеров на Камчатке. 5. 3.Москва- столица России (2 ч) Спасская башня. Куранты. 6. Большой театр. 7. 4.Санкт-Петербург (3 ч) Петропавловская крепость. 8. Зимний дворец. 9. Мемориальная стела. 10. 5.Старинные русские города (4 ч) Город-музей Кижи. 11. Город оружейников Тула. 12. 13. Смоленск- ключ-город, государства. Керчь – портал Крыма. 14. 6.Путешествие по «Старому Свету» (5 ч) Колизей. 15. Пизанская башня. 16. щитРусского Часы Биг-Бен. 17. Тауэрский мост. 18. Эйфелева башня. 19. 7.Экскурсия по таинственной Азии (2 ч) Тадж Махал. 20. Бурдж-Эль-Араб. беседа видеоролик викторина беседа видеоролик раскраска видеоролик виртуальная экскурсия беседа презентация игра видеоролик раскраска беседа видеоролик презентация раскраска беседа видеоролик беседа игра презентация раскраска виртуальная экскурсия виртуальная экскурсия викторина беседа видеоролик виртуальная экскурсия викторина виртуальная экскурсия раскраска презентация раскраска беседа видеоролик викторина беседа раскраска беседа видеоролик 13.09.2024 20.09.2024 27.09.2024 04.10.2024 11.10.2024 18.10.2024 25.10.2024 08.11.2024 15.11.2024 22.11.2024 29.11.2024 06.12.2024 13.12.2024 20.12.2024 27.12.2024 10.01.2025 17.01.2025 24.01.2025 31.01.2025 21. 8.Путешествие в «Новый Свет» (5 ч) Статуя Свободы. 22. Мост Золотые Ворота. 23. Эмпайер Стейт Билдинг. 24. Статуя Христа Искупителя. 25. Пирамида Майя. 26. 9.Жемчужины Австралии и Океании (2 ч) Башни Петронас. 27. Сиднейский оперный театр. 28. 10.Дикая Африка (5 ч) Пирамиды Гизы и Великий Сфинкс. 29. Каирский музей. 30. Мечеть Сулеймана Паши. 31. Карфаген. 32. Долина царей. 33. 11. Снежная Антарктида (2 ч) Антарктида - самый холодный материк. 34. Антарктида - самый холодный материк. виртуальная экскурсия презентация раскраска беседа презентация беседа видеоролик игра виртуальная экскурсия викторина беседа игра беседа презентация виртуальная экскурсия игра беседа раскраска беседа презентация игра презентация раскраска конкурс игра беседа видеоролик беседа видеоролик Методическое обеспечение работы 1. Географические карты, глобусы, раскраски, карандаши, фломастеры. 07.02.2025 14.02.2025 21.02.2025 28.02.2025 07.03.2025 14.03.2025 21.03.2025 04.04.2025 11.04.2025 18.04.2025 25.04.2025 26.04.2025 16.05.2025 23.05.2025 2. Видеоматериалы. 3. Презентации. 5. Ноутбук, проектор, экран. Литература для учителя: 1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие дляучителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012. 2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999. 3. Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения ихозяйства России. М.: Просвещение, 1997. 4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение,2005. Литература для учащихся: 1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974 2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 1981.3.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 1999. 4. Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники иисследователи. М.: Просвещение, 1980. 5. По родной стране. Книга для чтения. Составитель А.А. Шибанова , М.: Просвещение,1986. 6. По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.:Просвещение, 1981. 7. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.8.Энциклопедический словарь юного географакраеведа. Составитель Г.В. Карпов, М.: Педагогика, 1981. 9. Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист, 1992. 10. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004.