Рабочая программа курса дополнительного образования Конструирование сельской усадьбы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки по Республике Хакасия
Администрация муниципального образования Бейский район
МБОУ "Бондаревская СОШ "

РАССМОТРЕНО
руководитель ШМО

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директор МБОУ
"Бондаревская СОШ"

Шишлянникова Л.П. ________________________ ________________________
Протокол №1 от «29»
Карташова Е.И.
Кузьмичева Н.А.
августа 2024 г.
протокол №1 от «29»
Приказ №184 от «30»
августа 2024 г.
августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса дополнительного образования
«Конструирование сельской усадьбы»
для обучающихся 5-9 классов

с.Бондарево, 2024

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Конструирование сельской усадьбы» разработана с учетом действующих федеральных,
региональных нормативно-правовых документов и локальных актов.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы – художественная.
Актуальность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы. Программа способствует развитию у обучающихся зрительно –
пространственной ориентировки, внимания, логического мышления. Формирует навыки
проектирования
своей
деятельности,
способствует
творчеству,
гибкости
и
самостоятельности мышления. Творческие задания совершенствуют трудовые умения
обучающихся, формируют культуру труда. Знания и умения, приобретенные детьми на
занятиях, будут полезны и во взрослой жизни.
Программа знакомит с изготовлением строительных конструкций из древесины.
Можно овладеть различными приемами и способами действий с изготовлением
строительных конструкций из древесины: измерение, распиливание, соединение, зарезание,
надпиливание, шлифование, сверление. Это способствует развитию у детей способности
работать руками, развивая мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развитие
глазомера, концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе
изготовления, чтобы получить желаемый результат, способствует развитию памяти, так как
обучающийся должен запомнить последовательность изготовления изделия.
Любая работа с изготовлением строительных конструкций из древесины - не только
увлекательна, но и познавательна, она дает возможность обучающемуся проявить
индивидуальность, воплотить замысел, и ощутить радость творчества. Кроме того, дети
приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение
выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из макетов деревянных конструкций
можно создать целый мир. Детям очень нравиться творить.
Педагогическая целесообразность. Система работы с изготовлением строительных
конструкций из древесины построена по принципу от простого к сложному. Овладение
рядом технических приемов требует терпения и аккуратности, а изготовление деревянных
макетов тщательности в исполнении, ведь мастерство - это всегда упорный труд и
воображение. Программа способствует развитию у детей технически-конструкторских
способностей, творческой индивидуальности и нестандартного мышления. Наделяет детей
способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной
ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми и окружающим миром. Знания и
умения, приобретенные детьми на занятиях, будут полезны и во взрослой жизни.
Адресат программы, обучающиеся в возрасте от 11 до 14 лет, интересующиеся
изготовлением строительных конструкций из древесины.
Уровень программы: ознакомительный.
Объем программы – 72 учебных часа.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий - 40
минут, между занятиями 10 минутный перерыв.
Форма организации деятельности детей: индивидуальные, групповые, в
разновозрастных группах. Виды занятий: выполнение самостоятельной работы, выставки,
беседы, практические занятия.
Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конструирование
сельской усадьбы» доступна для детей различных категорий, проявляющих интерес к
изготовлению строительных конструкций из древесины, обеспечивает развитие творческих
способностей. Программу могут освоить дети, не имеющие специальной подготовки, а
также дети с ограниченными возможностями здоровья.
Для одаренных детей подбирается более сложный материал. Имеется возможность
выстраивания индивидуального образовательного маршрута.
Цель программы: формирование всестороннего развития личности обучающегося в
процессе овладения приемами техники работы с изготовлением строительных конструкций
из древесины, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с
изготовлением строительных конструкций из древесины;
- научить детей основным техникам в изготовлении макетов из дерева;
-отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
-осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление и воображение обучающихся;
- развивать у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе
индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к
творчеству и самостоятельности.
Воспитательные:
- формировать потребность в творческой деятельности, стремление к самовыражению;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к
чужому мнению, умение работать в группе;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающему, самостоятельность и
аккуратность;
- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;
- прививать культуру труда.
Содержание курса дополнительного образования
Раздел 1. Введение и техника безопасности.
Тема 1.1 Вводное занятие
Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности при работе с
инструментами.
Раздел 2. Оборудование сельского дома
Тема 2.1 Древесина в строительных конструкциях
Теория. Деление древесных пород на классы и группы: их характеристика. Лиственные
рассеянно-сосудистые породы: береза, осина, ольха, тополь, липа, ива, бук, клен, груша,
яблоня, рябина. Особенности и применение в столярном производстве. Определение
основных древесных пород на образцах древесины, имеющей промышленное значение и
применяемой в столярных работах.
Тема 2.2 .Столярно-плотничные работы в сельском строительстве.

Практика. Столярные и плотничные работы, выполняемые в индивидуальном
строительстве. Подготовка заготовок деревянных конструкций.
Тема 2.3 Плотнично-столярные соединения.
Практика. Сплачивание древесины в конструкциях. Соединение брусков насухо: угловое,
тавровое, крестовое. Сплачивание досок кромками по ширине; на гладкую фугу и вставные
шипы, в четверть, в шпунт. Зарезание прямых шипов и проушин в брусковых деталях с
применением ручного столярного инструмента. Заделка дефектных мест в деталях. Заделка
сучков цилиндрическими вставками.
Примерный перечень изделий.
Книжная и кухонная навесные полки. Парниковая рама.
Тема 2.4 Изготовление отдельно стоящего и встроенного оборудования сельского дома.
Теория. Конструкции табурета, стола, ящики для хранения овощей и фруктов. Встроенная
мебель в сельском доме.
Практика. Изготовление деталей, предварительная сборка изделий и подготовка деталей.
Раздел 3. Приусадебное хозяйство
Тема 3.1 Обустройство приусадебного хозяйства
Теория. Объекты приусадебного хозяйства, их назначение, образцы. Технология
изготовления лекала.
Практика. Изготовление лекал конструкций приусадебного хозяйства.
Тема 3.2 Применение деревянных конструкций в приусадебном хозяйстве
Теория. Технология изготовления из деревянных конструкций заборов, парников, теплиц,
клеток для птиц, сараев, беседок для отдыха, летнего душа и т. д.
Тема 3.3 Сарай, детская площадка, душ, теплицы
Практика. Разработка конструкций парника, теплицы, беседки, сарая, детской площадки,
душа. Изготовление отдельных деталей конструкции. Подгонка и сборка деталей
конструкций. Монтаж прозрачного покрытия парника и теплицы. Контроль качества работ.
Промежуточная аттестация.
Раздел 4. Сельский дом.
Тема 4.1 Строительство деревянного дома
Теория. Разработка конструкций домов.
Практика. Изготовление отдельных деревянных деталей конструкции. Монтаж деталей
дома.
Раздел 5. Творческий проект
Тема 5.1 Выполнение творческих проектов
Практика. Выполнение творческих проектов
Раздел 6. Итог
Тема 6.1 Защита проектов и выставка творческих работ
Практика. Аттестация по итогам завершения программы. Защита проекта. Выставка работ.
Результаты освоения курса дополнительного образования
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
– научатся различным приемам работы с изготовлением строительных конструкций из
древесины,
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику
рук и глазомер, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Предметные результаты:
Обучающиеся должны уметь:
-организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и
поддерживать порядок во время работы;
-соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе со строительными
инструментами;
- применять различные приемы работы с макетами деревянных конструкций;
- изготавливать отдельные детали конструкций;
- выполнять подгонку и сборку деталей конструкций.
Личностные результаты
- развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности, изобретательности;
- креативное мышление и пространственное воображение;
- стремление к получению законченного результата.
Метапредметные результаты:
- умение использовать базовые знания и умения в дальнейшем обучении, занятиях иной
деятельности;
- умение самостоятельно определять цели, формулировать для себя задачи, развивать
интересы своей познавательной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Раздел 1.

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Введение и техника
безопасности.
Вводное занятие

2

2

-

2

2

-

Раздел 2.
Тема 2.1

Оборудование сельского дома
Древесина в строительных
конструкциях

14
2

4
2

10
-

Тема 2.2

Столярно-плотничные работы в
сельском строительстве

4

-

4

Тема 2.3

Плотнично-столярные соединения

2

-

2

Тема 2.4

Изготовление отдельно стоящего и
встроенного оборудования
сельского дома

6

2

4

Раздел 3.
Тема 3.1

Приусадебное хозяйство
Обустройство приусадебного
хозяйства

16
6

4
2

12
4

Тема 1.1

Формы
аттестации/
контроля
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль/
практическая
работа
Текущий
контроль/
практическая
работа
Текущий
контроль/
практическая
работа
Текущий
контроль/
практическая
работа

Тема 3.2

2

2

-

Текущий
контроль

8

-

8

Раздел 4.

Промежуточная аттестация
Сельский дом

Текущий
контроль/
практическая
работа

20

2

18

Тема 4.1

Строительство деревянного дома

20

2

18

Раздел 5.
Тема 5.1

Творческий проект
Выполнение творческих проектов

14
14

-

14
14

Раздел 6.
Тема 6.1

Итог
Защита проектов и выставка
творческих работ
Аттестация по итогам завершения
программы
ИТОГО ЧАСОВ:

2
2

-

2
2

68

12

56

Тема 3.3

Применение деревянных
конструкций в приусадебном
хозяйстве
Сарай, детская площадка, душ,
теплицы

Текущий
контроль/
практическая
работа
Практическая
работа
Защита
проекта,
выставка

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Дата

Тема занятия

1.1

04.09.

Вводное
занятие.

2.1

11.09

Древесина в
строительных
конструкциях.

Всего
часов

Содержание деятельности
Теоретическая часть занятия
Практическая часть занятия

Раздел 1. Введение и техника безопасности.
2
Знакомство с программой.
Инструктаж по технике
безопасности при работе с
инструментами.
Словесный (беседа, объяснение).
Раздел 2. Оборудование сельского дома
2
Деление древесных пород на
классы и группы: их
характеристика. Лиственные
рассеянно-сосудистые породы:
береза, осина, ольха, тополь,
липа, ива, бук, клен, груша,
яблоня, рябина. Особенности и
применение в столярном
производстве. Определение
основных древесных пород на
образцах древесины, имеющей
промышленное значение и
применяемой в столярных
работах.
Словесный (беседа, объяснение).

2.2

18.09
25.09

Столярноплотничные
работы в
сельском
строительстве

4

2.3.

02.10

Плотничностолярные
соединения

2

2.4.

09.10
16.10
23.10

Изготовление
отдельно
стоящего и
встроенного
оборудования
сельского дома.

6

Конструкции табурета, стола,
ящики для хранения овощей и
фруктов. Встроенная мебель в
сельском доме.
Словесный (беседа, объяснение).

Столярные и плотничные
работы,
выполняемые
в
индивидуальном
строительстве.
Подготовка
заготовок
деревянных
конструкций.
Сплачивание древесины в
конструкциях.
Соединение
брусков
насухо:
угловое,
тавровое,
крестовое.
Сплачивание досок кромками
по ширине; на гладкую фугу и
вставные шипы, в четверть, в
шпунт. Зарезание прямых
шипов
и
проушин
в
брусковых
деталях
с
применением
ручного
столярного
инструмента.
Заделка дефектных мест в
деталях.
Заделка
сучков
цилиндрическими вставками.
Примерный перечень изделий.
Книжная и кухонная навесные
полки. Парниковая рама.
Изготовление
деталей,
предварительная
сборка
изделий и подготовка деталей.

Раздел 3. Приусадебное хозяйство
3.1

06.11
13.11
20.11

Обустройство
приусадебного
хозяйства

6

3.2

27.11

Применение
деревянных
конструкций в
приусадебном
хозяйстве

2

3.3

04.12.
11.12

Сарай, детская
площадка, душ,
теплицы

6

18.12

Промежуточна
я аттестация.

Объекты приусадебного
хозяйства, их назначение,
образцы. Технология
изготовления лекала.
Словесный (беседа, объяснение).
Технология изготовления из
деревянных конструкций
заборов, парников, теплиц,
клеток для птиц, сараев, беседок
для отдыха, летнего душа и т. д.
Словесный (беседа, объяснение).

Изготовление лекал
конструкций приусадебного
хозяйства.

Разработка
конструкций
парника, теплицы, беседки,
сарая, детской площадки,
душа.
Изготовление
отдельных
деталей
конструкции. Подгонка и
сборка деталей конструкций.
Монтаж
прозрачного
покрытия парника и теплицы.

Контроль качества работ.
Промежуточная аттестация.

4.1

25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02

Строительство
деревянного
дома

16

Раздел 4. Сельский дом
Разработка конструкций домов.
Словесный (беседа, объяснение)

Изготовление отдельных
деревянных деталей
конструкции. Монтаж деталей
дома.

Раздел 5. Творческий проект
5.1

05.03
12.03
19.03

Выполнение
творческих
проектов

20

Защита
проектов и
выставка
творческих
работ

2

Выполнение
проектов.

творческих

02.04
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05

Раздел 6. Итог
6.1

21.05

Аттестация
по
итогам
завершения
программы.
Защита проекта. Выставка
работ.

Формы аттестации
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний и умений
проводится текущий контроль, промежуточная аттестация обучающихся и
аттестация по итогам завершения программы.
Текущий контроль включает наблюдение, творческие работы, конкурсы,
защиту творческих проектов.
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного и
творческого уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных
этапах усвоения программы. Проводится в январе месяце в виде зачетного задания,
практической работы.
Аттестация по итогам завершения программы проводится в конце учебного
года, с целью определения уровня образования, степени подготовленности к
самостоятельной работе, выявление наиболее способных и талантливых детей,
форма проведения – практическая работа, выставка.
По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом. Выставка
является инструментом поощрения обучающихся.
Оценочные материалы. Для диагностики умений и навыков освоения
программы используются контрольно – измерительные материалы ( Приложение 1.)
Методическое обеспечение программы:
На занятиях используются разнообразные методы обучения:
- по форме передачи материала: словесный, наглядный, практический;
- по характеру деятельности учащихся: объяснительно – иллюстрационный,
репродуктивный.
В целях воспитания используются методы поощрения, стимулирования,
мотивации.
При работе с обучающимися эффективно применяются педагогические
технологии: индивидуального обучения (использование индивидуального подхода);
технология группового обучения; коллективного взаимообучения, ориентированные
на развитие умений самостоятельной и познавательной деятельности детей;
технология развивающего обучения; коммуникативная технология обучения;
здоровьесберегающая технология.
Занятия для обучающихся проводятся в формах, позволяющих активизировать
творческие способности детей, их самостоятельность, креативность, это могут быть
как практические занятия, так и занятия, организованные в виде конкурса, выставки,
открытого урока, мастер – классов.
Алгоритм
учебного
занятия:
каждое
занятие
структурировано.
Обязательными элементами структуры занятия являются следующие этапы:
организационный этап, этап актуализации опорных знаний, этап формирования
новых понятий и способов действия, этап применения знаний и формирования
умений, этап подведения итогов.
Дидактические материалы:
1. Выставочные детские работы.
2. Видео каталоги с выставок.
3. Презентации по темам (подготовлены руководителем).
4. Инструкционные карты.
5. Тематические таблицы (изготовлены руководителем).

6. Книги по теме.
7. Заготовки эскизов.
8. Наборы шаблонов по темам.
9. Планы – конспекты занятий.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы занятия проводятся в отдельном
кабинете. В кабинете имеется окно, которое позволяет проветривать помещение.
Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями. Имеется
естественное и искусственное освещение. Рабочие столы и стулья соответствуют
ростовым нормам.
В специальном помещении хранятся рабочие инструменты для обучающихся.
Материально-техническое обеспечение: учебная мебель; парты, стулья;
место для хранения инструмента, заготовок и готовых изделий; материал для
изготовления творческих работ: деревянные заготовки, клей, краска.
Методические и информационные материалы: наглядные пособия:
иллюстрации с различными видами технического творчества из деревянных
конструкций, реквизиты для занятий, раздаточный материал (учебные пособия,
схемы, макеты и т.д.), специальная литература, Интернет источники. А также на
занятиях используются наглядные пособия по темам, методические разработки и
планы-конспекты занятий, наглядный материал: образцы изделий, презентации,
иллюстрации.
Кадровое обеспечение: данная программа может быть реализована
педагогом, имеющим квалификационную категорию и владеющий навыками
технического и художественного творчества.
.
Список литературы:
1. Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В.
Развитие технического творчества младших школьников. - М.: Просвещение,
2008г.
2. Болотина Л.А. Журавлева А.Г., «Техническое моделирование», М.,
«Просвещение», 1998.
3. Мартенсон А. «Начинаем мастерить из древесины», М., 1999.
4. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских: Книга для учителей
техн. труда и руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1984.
5. Федоров Г. Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся ст. классов. – М.:
Просвещение, 1987
6. Федотов Р. «Секреты живого дерева», «Обработка древесины», «Техника
резьбы» М.: Эксмо, 2005.
7. Клюев Г. И. Плотник (базовый уровень); Академия - Москва, 2009 - 642 c.
Интернет – ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=qOP1v_PIVi8]Видеоурок ''Этапы создания изделий
из древесины''

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Контрольно-измерительные материалы
Диагностика умений и навыков освоения программы обучающимися
предполагается в середине и в конце учебного года.
Мониторинг осуществляется по 5-ти бальной системе оценивания:
высокий уровень— 5 баллов;
средний уровень— от 3-4 баллов;
низкий уровень— от 1–2 баллов.
Задание. Направлено на выявление навыков действий, обучающихся с
древесиной (измерять, наносить размеры, пилить, запиливать, скалывать, зачищать,
шлифовать, складывать в конструкции и т. п)
За определение одного действия обучающихся с древесиной (заготовкой)
данного ученику самостоятельно, обучающийся получает 1 балл, за
неправильные действия ученика с древесиной (заготовкой) 0 баллов. В сумме
высшая оценка — 5 баллов.
Практическое упражнение:
Анализ умений и навыков действий обучающегося осуществляется по
следующим показателям:
- знает основные породы древесины;
- умеет совершать различные действия с заготовкой: пилить, строгать.

Приложение 2.
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе,
приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила техники безопасности при пилении.
Пилы (ножовки поперечные, лучковые и т. п.) должны быть правильно разведены и хорошо
заточены.
Пилить лучковой пилой зубьями от себя.

Не допускать резких движений в процессе работы, не держать левую руку близко к
полотну.
Не сдувать опилки, не сметать их рукой. Пользуйся щеткой.
Не нажимать сильно на полотно при резании и ослаблять нажим в конце работы.
Класть ножовку на верстак полотном от себя.
Пользоваться только целой пилкой.
Правильно заправлять пилку в лобзик.
Следить за тем, чтобы левая рука не попала под пилку.
Соблюдать порядок на рабочем месте.
Техника безопасности при работе рубанком.
Работать нужно только острым, правильно настроенным и исправным инструментом.
Обрабатываемая деталь должна быть надёжно закреплена в зажиме верстака или упёрта в
клин.
При строгании крепко держать инструмент двумя руками, не отвлекаться.
Хранить рубанок на верстаке только в лотке, подошвой вниз.
При строгании рубанок нужно очищать от стружки при помощи деревянного клина.
Разборку, сборку и настройку рубанка можно проводить только над верстаком.
Запрещается проверять качество обработанной поверхности и остроту лезвия руками.
После работы рубанок должен храниться в специально отведённых для этого местах на
высоте не более 1м от пола. Лезвие инструмента не должно выступать из подошвы.
Техника безопасности при выпиливании лобзиком.
Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками.
Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.
Надежно закреплять пилку в рамке лобзика.
Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над
заготовкой.
При работе молотком нельзя отвлекаться и переговариваться. Передавать молоток нужно
ручкой вперёд. Переносить молоток можно только в опущенной руке. По окончании
работы, молоток убирают на место хранения. Техника безопасной работы гвоздями и
шурупами. Нельзя работать гнутыми гвоздями или шурупами. Головка шурупа не должна
иметь сработанный шлиц или крест под отвёртку. Нельзя забивать шурупы молотком.
ПРИ РАБОТЕ СТАМЕСКОЙ.

При резании стамеской заготовку надо надежно закреплять на верстаке.
По окончании работы стамеску кладут лезвием от себя, чтобы оно не выступало за край
крышки верстака.
При работе стамеску держите так, чтобы торец ее ручки упирался в ладонь, левая рука
обхватывала стержень стамески, а лезвие находилось под углом к слоям древесины.
Не режьте стамеской в направлении поддерживающей руки и на весу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».