Адаптированная рабочая программа по биологии 7-9 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Бондаревская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол от 29.08.2024г. № 1
Руководитель ШМО
Шишлянникова Л.П.

СОГЛАСОВАНО
с заместителем директора
по УВР Карташовой Е.И.
«30 » августа 2024 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Бондаревская СОШ
Кузьмичевой Н.А.
№ 184 от «30 » августа 2024 г.

Приложение к Адаптированной образовательной
программе
основного общего образования

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Биологии
для 7-9 класса

Рабочую программу составила:
Богданова И.П.
учитель биологии

2024— 2025 учебный год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «биологии» разработана на основе:
Адаптированной образовательной программы основного общего образования (5 – 9 классы)
МБОУ "Бондаревская СОШ"
Личностные и предметные (минимальный и достаточный уровень) результаты освоения
учебного предмета.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире; -овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
- -сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям:
-проявление приготовленности к самостоятельной жизни:
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
-выполнение несложных заданий под контролем учителя;
-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки
педагога.
-представление об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека:
-знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных;
-знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе,
здорового образа жизни в объеме программы;
-выполнение совместно с учителем практических
работ предусмотренных
программой;
-описание особенностей состояния своего организма;
-знание названий специализации врачей;

-применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за
растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях; знание способов получения необходимой
информации об изучаемых
объектах по заданию педагога;
-представления о взаимосвязях

между

изученными

объектами,

их

месте

в

изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
-выделение существенных признаков групп объектов;
-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать

о

окружающем мире;
-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были

предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего
и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы; -осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и
человеком, органами и системами органов у человека;
-установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объектов (единство
формы и функции); -узнавание изученных природных объектов по внешнему виду
(натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
-знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме
человека; -знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния,
самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения,
слуха, норму температуры тела, кровяного давления); -знание правил здорового образа жизни и
безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
-выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной)
помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах,
порезах, кровотечении, ожогах); -владение сформированными знаниями и умениями в учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «Биология» 7-9 класс
7класс РАСТЕНИЯ,БАКТЕРИИ, ГРИБЫ
Введение
Многообразие растений. Значение растений и их охрана.
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок,
стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос,
корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия,
необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в
почву.
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски.
Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и
сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических
питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад
и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и
минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к
корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со
средой обитания).
Лабораторные работы.
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Строение семени фасоли.
Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы:
форма, окраска, величина.
Практическая работа. Определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:
Условия, необходимые для прорастания семян.
Испарение воды листьями.
Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
4.Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветия
ми, с распространением плодов и семян (в начале сентября).
Многообразие растений, бактерий и грибов
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их
распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и
образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение
сосны и ели. Особенности их размножения.
Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные
различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая
система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном
хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика
(цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка.
Использование человеком.
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия,
тюльпан).
Лабораторная работа. 5. Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья,
дикий паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос
— для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины,
земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения.
Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение.
Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование
человеком.
Лабораторная работа.
6. Строение клубня картофеля.
Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.
Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание
приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «Биология» 8 класс ЖИВОТНЫЕ
Введение
Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние
животные.
Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров,
способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая).
Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые. Дождевой червь.
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ
передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация Показ кино и видеофильмов.
Насекомые.
Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду, местам
обитания, питанию.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка).
Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их
значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.
Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза,
разведение.

Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная
характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие —по выбору
учителя).
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел
(пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы,
прополиса).
Муравьи —санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила
поведения в лесу. Охрана муравейников.
Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых —вредителей сельскохозяйственных
растений, показ видеофильмов.
Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего скелета.
Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Рыбы
Общие признаки рыб. Среда обитания.
Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ
передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное
использование). Рыболовство. Рациональное использование.
Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды).
Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.
Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними. Показ кино и видеофильмов.
Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от местных условий).
Земноводные
Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание,
дыхание, размножение (цикл развития).
Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего
вида и образа жизни. Значение в природе.
Черты сходства и различия земноводных и рыб.
Польза земноводных и их охрана.
Демонстрация Показ кино и видеофильмов.
Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).
Пресмыкающиеся
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение
пресмыкающихся (цикл развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж
(места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование
змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и
развитие.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу
жизни, циклу развития).

Демонстрация. Показ кино и видеофильмов.
Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
Птицы
Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле.
Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания.
Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
Хищные птицы: сова, орел.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие
местные представители пернатых.
Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана
птиц.
Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания,
размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами.
Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.
Демонстрация Прослушивание голосов птиц. Показ видеофильмов.
Экскурсия с целью наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).
Практические работы. Подкормка зимующих птиц.
Млекопитающие животные
Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих
(рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).
Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные
и морские звери, приматы) и сельскохозяйственные.
Дикие млекопитающие животные
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание,
размножение.
Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого
животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и
вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание,
значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности.
Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пиши. Черты сходства и различия.
Псовые (собачьи): волк, лисица.
Медвежьи: медведи (бурый, белый).
Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на
зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие
признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания.
Охрана животных.
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда
обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и
значение.

Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения.
Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.
Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа,
пятнистый тюлень и др.).
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных
групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум) (ПО
ВОЗМОЖНОСТИ).
Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое лото и др.).
Сельскохозяйственные животные
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов.
Разведение.
Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для
коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы.
Современные фермы: содержание коров, телят.
Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность
к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус.
Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и
летний периоды.
Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая
прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве.
Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни.
Значение. Оленеводство.
Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение
для человека.
Демонстрация видеофильмов.
Домашние питомцы
Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические
требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой помощи животным.
Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические
требования. Заболевания и оказание им первой помощи.
Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки и др.). Образ жизни. Уход.
Кормление. Уборка их жилища.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «Биология» 9 класс ЧЕЛОВЕК
Введение
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.
Общее знакомство с организмом человека
Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы
опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная
система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
Опора и движение
Скелет человека

Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение
скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища
(позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.
Череп.
Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры
предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные,
неподвижные.
Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей.
Первая доврачебная помощь при этих травмах.
Практические работы. Определение правильной осанки.
Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног).
Наложение шин, повязок.
Мышцы
Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений,
движение животных и человека).
Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы
груди и живота, мышцы головы и лица.
Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического
труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота
человеческого тела.
Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем осмотре местоположения
отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц
при удерживании груза на вытянутой руке.
Кровообращение
Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение
сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по
сосудам. Группы крови.
Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность).
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и
нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.
Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно сосудистую систему.
Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.
Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного
давления с помощью учителя в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических
упражнений. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны.
Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
Дыхание
Значение дыхания для растений, животных, человека.
Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через
воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ,
гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).

Влияние никотина на органы дыхания.
Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы.
Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.
Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.
Демонстрация опыта. Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания
Питание и пищеварение
Особенности питания растений, животных, человека.
Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры,
углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья
человека. Авитаминоз.
Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень,
кишечник.
Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение
пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны.
Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран.
Культура поведения во время еды.
Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера,
гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на
пищеварительную систему.
Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на
крахмал.
Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.
Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения
мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.
Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
Практические работы. Зарисовка почки в разрезе.
Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных.
Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
Покровы тела
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и
жира, терморегуляции.
Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные
обтирания).
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических
ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена
кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за
волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно
пораженный участок кожи.
Нервная система
Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение. Сновидения. Гигиена
сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.
Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.
Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика
травматизма и заболеваний нервной системы.
Демонстрация на экране головного мозга.
Органы чувств
Значение органов чувств у животных и человека.
Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их
профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха, предупреждение
нарушений слуха. Гигиена.
Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная
чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих
органов.
Охрана всех органов чувств.
Демонстрация на экране рисунка глаза и уха.

Тематическое планирование по «Биологии» 7 класс
Главы, темы.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Введение.
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Цветок.
Семя растений.
Корень.
Лист.
Стебель.
Растение – целостный организм.
Многообразие растений, бактерий и грибов.
Практические работы с комнатными и садовыми растениями.

всего

Количест
во часов
4
2
7
6
3
5
3
3
26
9
68

Тематическое планирование по «Биологии» 8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Главы, темы.
Введение
Беспозвоночные животные
Черви
Насекомые
Позвоночные животные
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
Сельскохозяйственные млекопитающие
Экскурсии и практические работы по уходу за животными
ИТОГО:

Количество
часов
2
1
2
5
1
7
4
4
12
14
13
3
68

Тематическое планирование по «Биологии» 9 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Главы, темы.
Введение
Общий обзор организма человека
Опорно-двигательная система
Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система
Дыхательная система
Пищеварительная система
Мочевыделительная система
Кожа
Нервная система
Органы чувств
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
ИТОГО:

Количество
часов
2
2
13
7
4
12
2
6
6
6
2
68

Календарно -тематическое планирование учебного предмета «Биология» 7 класс
Виды учебной деятельности КДата
№
Тема
во
проведения
час план
факт

1
2
3
4

5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Введение -4 ч.
Разнообразие растений.
Значение растений.
Охрана растений.
Экскурсия ранней осенью.

Правила работы с
учебником. Определение
понятия Наблюдение
натуральных
объектов
Сравнительная
характеристика
Беседа. Ответы на
вопросы. Работа в тетрадях.
Общее знакомство с цветковыми растениями -2 ч.
Строение растения.
Правила работы с
учебником. Наблюдение
Лабораторная работа №1 «Органы
натуральных
цветкового растения».
объектов
Сравнительная
характеристика
Беседа. Ответы на
вопросы. Работа в тетрадях.
Цветок -7 ч.
Строение цветка.
Правила работы с
учебником.
Лабораторная работа № 2. Строение
Беседа. Ответы на
цветка.
вопросы. Работа в тетрадях.
Виды соцветий
Опыление цветков.
Разнообразие плодов и семян
Распространение плодов и семян
Экскурсия в природу осенью.
Семя растений – 6 ч.
Внешний вид семени фасоли.
Правила работы с
учебником. Наблюдение
Строение семени фасоли.
натуральных
Лабораторная работа № 3.
объектов
Строение семени пшеницы.
Сравнительная
Лабораторная работа №4.
характеристика.
Условия, прорастания семян.
Определение понятия
Определение всхожести семян.
Беседа. Ответы на
Правила заделки семян в почву.
вопросы. Работа в тетрадях.
Корень – 3 ч.
Корни, виды корней.
Правила работы с
учебником. Наблюдение
Корневые системы. Значение корня.
натуральных
Видоизменения корней.
объектов
Сравнительная

1
1
1
1

02.09
06.09
09.09
13.09

1
1

16.09
20.09

1
1

23.09
27.09

1
1
1
1
1

30.09
04.10
07.10
11.10
14.10

1
1

18.10
21.10

1

25.10

1
1
1

08.11
11.11
15.11

1
1
1

18.11
22.11
25.11

характеристика
Беседа. Ответы на
вопросы. Работа в тетрадях.
Лист – 5 ч.

26

Внешнее строение листа.
Значение листьев в жизни растений.
Образование органических веществ.
Испарение воды листьями.
Дыхание растений.

27

Листопад и его значение.

23
24
25

Правила работы с
учебником. Демонстрации
опытов
Беседа. Ответы на
вопросы. Работа в тетрадях.

1
1
1

29.11
02.12
06.12

1

09.12

1

13.12

Правила работы с
учебником. Определение
понятия Наблюдение
Разнообразие стеблей
натуральных
объектов
Сравнительная
характеристика
Беседа. Ответы на
вопросы. Работа в тетрадях.
Растение – целостный организм – 3 ч.

1
1

16.12
20.12

1

23.12

Взаимосвязь частей растения.
Связь растения со средой обитания.

1
1

27.12
28.12

1

10.01

34
35

Правила работы с
учебником. Наблюдение
натуральных
Экскурсия на природу.
объектов
Сравнительная
характеристика
Беседа. Ответы на
вопросы. Работа в тетрадях.
Многообразие растений, бактерий и грибов, – 26 ч.
Бактерии.
Грибы.

1
1

13.01
17.01

36

Деление растений на группы. Мхи.

1

20.01

37
38
39

Папоротники.
Голосеменные хвойные растения.
Покрытосеменные, или цветковые
растения.
Однодольные покрытосеменные
растения. Семейство Злаки
Хлебные злаковые культуры -пшеница,
рожь, ячмень, овес, кукуруза.
Выращивание зерновых.
Использование злаков в народном
хозяйстве.
Лилейные. Общие признаки лилейных.

1
1
1

24.01
27.01
31.01

1

03.02

1

07.02

1
1

10.02
14.02

1

17.02

1

21.02

Стебель -3 ч.
28
29
30

31
32
33

40
41
42
43
44
45

Строение стебля.
Значение стебля в жизни растения.

Цветочно - декоративные лилейные.
Практическая работа. Перевалка и

Правила работы с
учебником. Определение
понятия Наблюдение
натуральных
объектов
Сравнительная
характеристика
Беседа. Ответы на
вопросы. Работа в
тетрадях

пересадка комнатных растений.
46

47
48
49

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

60

61
62
63
64
65
66
67
68

Овощные лилейные.
1
Лабораторная работа № 5. Строение
луковицы.
Дикорастущие лилейные. Ландыш.
1
Двудольные покрытосеменные
1
растения. Пасленовые.
Овощные и технические пасленовые.
1
Картофель. Лабораторная работа № 6.
Строение клубня картофеля.
Овощные пасленовые. Томат.
1
Овощные пасленовые. Баклажан и
1
перец.
Цветочно-декоративные пасленовые.
1
Бобовые. Общие признаки бобовых.
1
Пищевые бобовые растения.
1
Фасоль и соя -южные бобовые
1
культуры.
Кормовые бобовые растения
1
Розоцветные. Общие признаки
1
розоцветных. Шиповник.
Плодово-ягодные розоцветные.
1
Сложноцветные. Общие признаки
1
сложноцветных.
Практические работы с комнатными и садовыми растениями – 9 ч.
Итоговая контрольная работа Итоговая
1
Правила работы с
промежуточная аттестация Растение- учебником. Наблюдение
натуральных
живой организм.
объектов
Выращивание комнатных растений.
1
Сравнительная
Пересадка комнатных растений.
1
характеристика
Перевалка комнатных растений.
1
Работа на пришкольном участке, в саду.
Весенние работы в саду.
Практическая работа на пришкольном
участке.
Весенняя обработка почвы.
Экскурсия на природу.

Беседа. Ответы на
вопросы. Работа в
тетрадях

24.02

28.02
03.03
07.03

10.03
14.03
17.03
21.03
31.04
04.04
07.04
11.04
14.04
18.04

21.04

25.04
26.04
28.04

1
1
1

05.05
12.05
16.05

1
1

19.05
23.05

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34
35

Календарно - тематический план по учебному предмету «Биология (животные)» 8 класс
Тема урока
Виды учебной
Кол. дата
деятельности
часо
в
план
факт
Раздел 1. Введение
2
Многообразие животного мира
1
02.09
Правила работы с
Значение животных и их охрана
1
06.09
учебником.
Беспозвоночные животные
12
Наблюдение
Общие признаки беспозвоночных животных
1
09.09
натуральных
объектов
Сравнительная
Раздел 2. Черви
3
характеристика
Общие признаки червей
1
13.09
Наблюдения за
Дождевой червь. Экскурсия.
1
16.09
демонстрацией
Круглые черви – паразиты человека
1
20.09
опытов
Раздел 3.Насекомые
Беседа. Ответы на 8
Общие признаки насекомых
1
23.09
вопросы. Работа в
тетрадях. Просмотр 1
Внешнее строение и образ жизни насекомых
27.09
презентаций.
Бабочка – капустница
1
30.09
Яблонная плодожорка
1
04.10
Майский жук
1
07.10
Комнатная муха
1
11.10
Медоносная пчела
1
14.10
Тутовый шелкопряд
1
18.10
Позвоночные животные
48
Общие признаки позвоночных животных
1
21.10
Раздел 4. Рыбы
9
Общие признаки рыб
1
25.10
Внешнее строение и скелет рыб
1
08.11
Внутреннее строение рыб.
1
11.11
Нервная система рыб
1
15.11
Размножение рыб
1
18.11
Речные рыбы
1
22.11
Морские рыбы
1
25.11
Рыболовство и рыбоводство
1
29.11
Рациональное использование и охрана рыб
1
02.12
Раздел 5. Земноводные
4
Общие признаки земноводных
1
06.12
Среда обитания и внешнее строение лягушки
1
09.12
Внутреннее строение земноводных
1
13.12
Размножение земнеоводных и развитие
1
16.12
лягушки
Раздел 6. Пресмыкающиеся
4
Общие признаки пресмыкающихся
1
20.12
Среда обитания и внешнее строение
1
23.12
пресмыкающихся
Внутреннее строение пресмыкающихся
1
27.12
Размножение и развитие пресмыкающихся
1
28.12
Общие признаки птиц
1
10.01
Раздел 7. Птицы
12
Особенности внешнего строения птиц
1
13.01
Особенности скелета птиц
1
17.01

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

Особенности внутреннего строения птиц
Размножение и развитие птиц
Птицы, кормящиеся в воздухе
Птицы леса
Хищные птицы
Птицы пресных водоемов и болот
Птицы, обитающие вблизи жилья человека
Домашние куры
Домашние утки и гуси
Птицеводство
Раздел 8. Млекопитающие
Общие признаки млекопитающих
Внешнее строение млекопитающих
Особенности скелета и нервной системы
млекопитающих
Внутренние органы млекопитающих
Внутренние органы млекопитающих
Грызуны
Значение грызунов в природе и жизни
человека
Зайцеобразные
Разведение домашних кроликов
Хищные звери
Дикие пушные хищные звери
Разведение норки на зверофермах
Домашние хищные звери
Ластоногие Китообразные

Правила работы с
учебником.
Наблюдение
натуральных
объектов
Сравнительная
характеристика
Беседа. Ответы на
вопросы. Работа в
тетрадях
Правила работы с
учебником.
Наблюдение
натуральных
объектов
Сравнительная
характеристика

53
Беседа. Ответы на
54
вопросы.
Работа в
55
тетрадях
56
57
58
59
60 Итоговая контрольная работа
61 Парнокопытные
62 Непарнокопытные
63 Приматы
Раздел 9. Сельскохозяйственные млекопитающие
64 Домашние свиньи. Корова. Овцы. Содержание
коров, овец на фермах
65 Домашние лошади. Содержание лошадей и
выращивание жеребят
66 Содержание лошадей и выращивание жеребят
67 Мои домашние животные.
68 Экскурсия

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1

20.01
24.01
27.01
31.01
03.02
07.02
10.02
14.02
17.02
21.02

1
1
1
1

07.03
10.03
14.03
17.03

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1

21.03
31.04
04.04
07.04
11.04
14.04
18.04
21.04
25.04
26.04
28.04

1

12.05

1
1
1

16.05
19.05
23.05

24.02
28.02
03.03

05.05

Календарно - тематический план по учебному предмету «Биология (человек)» 9 класс
№
п/п

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31

Тема урока
Введение
Место человека среди млекопитающих в
живой природе.
Заметные черты сходства и различия в
строении тела человека и животных.
Общий обзор строения организма человека
Общее знакомство с организмом человека.
Строение, химический состав и
жизнедеятельность клетки
Ткани и органы.
Системы органов
Опора тела и движение
Значение опорно-двигательной системы.
Скелет человека. Соединение костей.
Строение и состав костей.
Скелет головы.
Скелет туловища.
Скелет конечностей.
Первая помощь при растяжении связок,
вывихах суставов, переломах костей.
Строение и значение мышц.
Основные группы мышц.
Работа мышц
Предупреждение искривления позвоночника
и развитие плоскостопия.
Значение физических упражнений для
правильного формирования скелета и мышц.
Повторительно – обобщающий урок по теме
«Опора тела и движение»
Кровь и кровообращение
Значение крови и её состав.
Органы кровообращения.
Строение и работа сердца.
Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.
Движение крови по сосудам.
Первая помощь при кровотечениях.
Переливание крови.
Предупреждение заболеваний сердца и
сосудов
Вредное влияние курения и употребления
спиртных напитков на организм человека.
Дыхание
Органы дыхания.
Строение лёгких. Газообмен в лёгких и
тканях.
Дыхательные движения
Болезни органов дыхания и их
предупреждение.
Гигиена органов дыхания.

Правила работы
с учебником.
Наблюдение
натуральных
объектов
Сравнительная
характеристика
Беседа. Ответы
на
вопросы. Работа
в тетрадях

Колдата
во
план
факт
час
2
1
02.09
1

06.09

4
1
1

09.09
13.09

1
1
11
1

16.09
20.09

1
1
1
1
1

27.09
30.09
04.10
07.10
11.10

1
1
1
1

14.10
18.10
21.10
25.10

1

08.11

1

11.11

1

15.11
18.11

Правила работы
с учебником.
Наблюдение
натуральных
объектов
Сравнительная
характеристика

1
1
1
1
1

22.11
25.11
29.11
02.12
06.12

1

09.12

Беседа. Ответы
на
вопросы. Работа
в тетрадях

1
1

13.12
16.12

1
1

20.12
23.12

1

27.12

Правила работы
с учебником.
Наблюдение
натуральных
объектов
Сравнительная
характеристика
Беседа. Ответы
на
вопросы. Работа
в тетрадях

23.09

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

49
50
51
52
53
54

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

66
67
68

Охрана воздушной среды.
Пищеварение
Значение и состав пищи.
Органы пищеварения.
Строение и значение зубов.
Пищеварение в ротовой полости.
Пищеварение в желудке.
Пищеварение в кишечнике
Гигиена питания
Предупреждение желудочно-кишечных и
глистных заболеваний.
Предупреждение пищевых отравлений.
Почки
Строение и значение почек
Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа
Значение и строение кожи.
Роль кожи в теплорегуляции.
Оказание первой помощи при тепловом,
солнечном ударах; ожогах, обморожении.
Закаливание организма человека.
Гигиена кожи. Гигиенические требования к
одежде и обуви.
Нервная система
Значение и строение нервной системы.
Спинной мозг. Его строение и значение.
Головной мозг. Его строение и значение
Гигиена нервной системы
Сон и его значение.
Влияние курения и употребления спиртных
напитков на нервную систему.
Органы чувств
Значение органов чувств.
Орган зрения
Гигиена зрения.
Орган слуха.
Гигиена слуха.
Итоговая контрольная работа за курс
9 класса
Органы осязания, обоняния, вкуса.
Охрана здоровья человека в РФ
Система здравоохранения в РФ
Мероприятия, осуществляемые в нашей
стране по охране труда. Организация отдыха.
Медицинская помощь
Социальное обеспечение по старости и
потере
трудоспособности
Здоровье человека и современное общество
(окружающая среда)
Болезни цивилизации. Меры профилактики
Обобщение пройденного

Правила работы
с учебником.
Наблюдение
натуральных
объектов
Сравнительная
характеристика
Беседа. Ответы
на вопросы.
Работа в тетрадях
Правила работы
с учебником.
Наблюдение
натуральных
объектов
Сравнительная
характеристика
Беседа. Ответы
на
вопросы. Работа
в тетрадях
Правила работы
с учебником.
Наблюдение
натуральных
объектов
Сравнительная
характеристика
Беседа. Ответы
на
вопросы. Работа
в тетрадях
Правила работы
с учебником.
Наблюдение
натуральных
объектов
Сравнительная
характеристика
Беседа. Ответы
на
вопросы. Работа
в тетрадях

1

28.12

1
1
1
1
1
1
1
1

10.01
13.01
17.01
20.01
24.01
27.01
31.01
03.02

1
2
1
1
5
1
1
1

07.02

1
1

28.02
03.03

6
1
1
1
1
1
1

07.03
10.03
14.03
17.03
21.03
31.04

7
1
1
1
1
1
1

04.04
07.04
11.04
14.04
18.04
21.04

10.02
14.02
17.02
21.02
24.02

1
7
1
1

25.04

1
1

05.05
12.05

1

16.05

1
1

19.05
23.05

26.04
28.04


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».