Рабочая программа внеурочной деятельности Хакасские сказки, 3-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Администрация муниципального образования Бейский район
МБОУ "Бондаревская СОШ "

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

руководитель ШМО

заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Бондаревская СОШ

Деревягина Т.П. ________________________ ________________________
Протокол №1 от «29»
Карташова Е.И.
Кузьмичева Н.А.
августа 2024 г.
«30» августа2024 г. Протокол №184 от «30»
августа2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса « Хакасские сказки»
для обучающихся 3-4 классов

Бондарево 2024

Пояснительная записка
Изучение хакасских народных сказок – это расширение знаний детей о своём родном
крае, о своей малой родине – Хакасии. Еще не научившись читать, каждый ребенок узнает,
что такое сказка, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной
литературы.
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Данная программа
приглашает учащихся начальных классов отправиться в удивительное путешествие по
страницам хакасских народных сказок. Приглашение в прекрасный мир сказки,
переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд и
светил.
Сказки сопутствовали хакасскому народу на протяжении многих веков его истории.
Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть
дорога родина, народ и его история.
Программа данного курса рассчитана на реализацию среди учащихся начальной
школы
и
призвана
формировать
учебно-познавательные
мотивы
младших
школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой
ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание,
потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие
возможности ребёнка на начальной стадии образования.
Цель программы кружка:
- формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие
личности ребенка,
- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа Хакасии.
Задачи:
• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения
их в духовный мир народной и авторской сказки.
• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа,
трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие,
умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие,
потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от
плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным
героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести
диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей.
2. Принципы интегрированного курса:
Интегрированный курс кружка предусматривает такие виды деятельности как, чтение,
слушание, рисование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей
учащихся.
- интеграция;
- систематичность;
- наглядность;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Отличительными особенностями и новизной программы является
деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка, где школьник выступает в роли
читателя, сочинителя, художника, исполнителя, режиссера. Деятельностный подход –
основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира,
сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в
дидактике естествознания в начальной школе.
Программа кружка рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 24 классов.
Занятия продолжительностью 35-45 мин.проводятся 1 раз в неделю.
Структура занятий:
1. Беседа. рассказ учителя.

2. Слушание.
3. Различные виды чтения.
4. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
5. Устный журнал.
6.Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
7. Конкурсы, викторины.
8.Творческая работа: составление сказок, создание книжек – малышек.

Планируемый результат:
• развитие любознательности и формирование интереса к изучению родного края;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность
выражать своё отношение к окружающему миру;
• воспитание ответственного отношения к природе, культурному наследию Хакасии,
осознание необходимости сохранения родного края;
• формирование мотивации дальнейшего изучения хакасской культуры.
В результате изучения курса «В мире хакасских сказок» обучающиеся должны знать:
· 5 хакасских сказок по выбору ученика;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
- произведения хакасских писателей
Учащиеся должны уметь:
· эмоционально воспринимать средства художественной выразительности;
· отличать сказку о животных от других видов сказок;
· отличать волшебную сказку от других видов сказок;
· находить черты сходства и различия в сказке;
· сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;
- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;
- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.

Литература.
1.
2.
3.

Балгазина А.Н. Моя Хакасия. Пособие для учащихся 1-2-х кл. –Абакан: Хакасское кн. Изд-во. 2001
Кирбижекова У.Н. Зайчонок. Хакасские народные сказки. - Абакан: Хакасское кн. Изд-во. 2012
Медведовская А.Я. Почему замолчали камни? - Абакан: Хакасское кн. Изд-во. 1994

Интернет ресурсы:
http://www.hobobo.ru/catalog/narodnye_skazki_byliny_skazaniya/xakasskie-skazki
http://mirckazok.ru/view_cat.php?cat=159
http://hakasskie-skazki.larec-skazok.ru/

Тематическое планирование курса.
Класс

Название раздела

Количество часов

3класс

Хакас чонынын пазылбин путкен
чайаачызы.Нымахтарданар оннаг.

1 час

Хайхастыг нымахтар

7 час

Ан-хустарданар нымахтар

10 часов

Хоныхтанар нымахтар

8 час

Туган чоннарнан нымахтары

3 час

Чайаачы тогыс

4 час

Ирткенiн хатиры

1 час

Всего

часов

Календарно – тематическое планирование внеурочного курса «Хакасские сказки»
3 класс
№
Тема занятия
Количество
Дата
п.п
часов
План
Факт
1
Хакас чонынынпазылбин путкен
1
3.09
чайаачызы .Нымахтарданар оннаг.
2
Ан-хустарданар.
1
10.09
«Абанан корiк алай нога корiктiн пилi
сохыр»
3
«Аба паза куске»
1
17.09
4
«Парбанах тораат»
1
24.09
5
«Харганан пага»
1
1.10
6
«Пораатайнан Харга»
1
8.10
7
«Хайди Хымысха пагазар ааллап
1
15.10
чорген»
8
«Порчочахтар»
1
22.10
9
Хайхастыг нымахтар.
1
5.11
«Сабаннан сыххан оолах»
10
Хайхастыг кол
1
12.11
11
Хартыга паза кiзi
1
19.11
12
«Килбi -Силбi»
1
26.11
13
«Ала парыс паза кiзi»
1
3.12
14
«Хоосха паза куске»
1
10.12
15
Хоныхтанар.«Тас чурек»
1
17.12
16
«Тасхачах матыр»
1
24.12
17
«Ус огырнан оолагас»
1
14.01
18
«Махтанчых хам»
1
21.01
19
«Пайнан чох-чоос кiзiнiн
1
28.01
чаргыласханы»
20-21 Халбырах саналыг оолах
2
4.02
11.02
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

Оой iчелiг оолахнан хыс
Туган чоннарнын нымахтары. «Хыйга
угу»тыва чонынын нымагы
«Хайди хустар от агылганнар» шор
чонынын нымахтары
«Чазаглыг корiк» алтай чонынын
нымагы
«Нога хысхы узун, а чайгы хысха» якут
чонынын нымагы
«Коок хус» чонынын нымагы
Россияда чуртапчатхан чоннарнын
нымахтары « Хар Хызычах» орыс
чонынын нымагы
«Хутухтагы ай» чуваш чонынын
нымагы
«Чилнiн тагзар чоргенi»
Чайаачы тогыс
Чайаачы тогыс
Чайаачы тогыс
Ирткен темаларча ойын урогы

1
1

18.02
25.02

1

4.03

1

11.03

1

18.03

1
1

1.04
8.04

1

15.04

1
1
1
1
1

22.04
29.04
6.05
13.05
20.05

Тематическое планирование курса.
Класс

Название раздела

Количество часов

4класс

Хакас чонынын пазылбин путкен
чайаачызы.Нымахтарданар оннаг.

1 час

Хайхастыг нымахтар

7 час

Ан-хустарданар нымахтар

7 час

Хоныхтанар нымахтар

7 час

Литературнай нымахтар

3 час

Алыптыг нымах

2 час

Пасха чоннарнын нымахтары

3 час

Чайаачы тогыс

4 час

Ирткенiн хатиры

1 час

Всего

часов

Календарно – тематическое планирование
4 класс
№
п.п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34
Прай

Тема занятия
Хакас чонынын нымахтары,
кормнерi.
Хайхастыг нымахтар.
«Анчы оолах»
«Окiс оол»
«Кiзiнен ала парыс»
«Апсахтын хызы»
«Чалчы Торсых»
«Кумус кинде»
«Хузурагас»
Ан-хустарданар
«Голубоктарнан тулгу»
«Аба пуур,тулгу,хозан»
«Питугастанар»
«Оскi,аба, пуур»
«Iкi саасхан»
«Хозанах»
«Колоноктарнын тулгу»
Хоныхтанар.
«Пайнан чоох-чоос»
«Хара Хан паза оолах»
«Иркеннен Хара хус»
«Кулук оолах»
«Чахсы кiзi»
«Хазаа апсах»
«Пайнан анчы»
Литературнай нымахтар.
С.Е.Карачаков «Порчочахтар»
М.Е.Кильчичаков «Хайди хустар
ханы тапханнар»
«Пурiчекнен Тузычах»
Алыптыг нымах. «Албынчы»
нымахтын узiк
«Албынчы» нымахтын узiк
Пасха чоннарнын литературазы.
«Хар Хызычах» орыс чонынын
нымагы
«Хайди А Сань Наа чылга чыргал
тапхан» китай чонынын нымагы
«Горох синiнче оолах» узбек
чонынын нымагы
«Ус пиче» татар чонынын нымагы
Чайаачы тогыс
Чайаачы тогыс
Ирткен темаларча ойын урогы

Количество
часов
1

План
6.09

Дата

1

13.09

1
1
1
1
1
1
1

20.09
27.09
4.10
11.10
18.10
25.10
8.11

1
1
1
1
1
1

15.11
22.11
29.11
6.12
13.12
20.12
27.12

1
1
1
1
1
1
1

10.01
17.01
24.01
31. 01
7.02
14.02
21.02

1

28.02

1
1

7.03
14.03

1
1

21.03
4.04

11.04
1
1
1
1
1
1
34

18.04
25.04
16.05
23.05
28.05

Факт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».