МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Хакасия Администрация муниципального образования Бейский район МБОУ "Бондаревская СОШ " РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ Шишлянникова Л.П. Протокол № 1 от «29» августа 24 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________________________ Карташова Е.И. протокол № 1 от «30» августа 24 г. УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ "Бондаревская СОШ" ________________________ Кузьмичева Н.А. Приказ № 184 от «30» августа 24 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Шахматы» Бондарево, 2024 АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ШАХМАТАМ Рабочая программа по предмету «Шахматы» составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Бондаревская СОШ» на 2024-2025 учебный год. На изучение предмета выделено 34 ч. (34 учебные недели), 1 час в неделю. Программа разработана в соответствии ФГОС начального общего образования на основе авторской рабочей программы «Шахматная школа», В.Барский. М.: Библиотека РШФ, 2016 Актуальность В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее». В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам чемпионата Мира 2004 г. сказано: «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер». Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Цель программы. Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи: Обучающие: - формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы; - формирование критического мышления; - формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; - умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре; - умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес; 2 - овладение навыками игры в шахматы. Развивающие: - формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления; - формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность) Воспитательные: - формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Общая характеристика учебного предмета • • • • • Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессо-образующих факторов учебного процесса принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности. Предмет «Шахматы» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются: 3 — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: – формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни Метапредметные результаты: – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: – формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; – овладение умениями организовать здоровье-сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом; – выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций; -развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением. К концу учебного года дети должны знать: - шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, угловые поля, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, вечный шах, двойной удар; - названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры, обозначения ходов при записи партии. К концу учебного года дети должны уметь: - правильно помещать шахматную доску между партнёрами ; - правильно расставлять фигуры перед игрой; 5 - вести запись партии; - разыграть шахматную партию от начала и до конца без нарушений правил шахмат; - различать горизонталь, вертикаль, диагональ; - рокировать, объявлять шах, ставить мат; - решать элементарные задачи на мат в один ход; - проводить элементарные комбинации на двойной удар в один-два хода. Формы организации и контроля образовательного процесса На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. Основные формы и средства обучения: практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения; теоритические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участие в турнирах и соревнованиях. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке. 6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Волшебный мир шахмат. (1ч) Знакомство детей с шахматами. Легенда о возникновении шахмат. Основные вехи истории шахмат, их место в мировой культуре. Две армии на шахматной доске. Соперники, противники, партнеры. Расположение доски перед началом игры. Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали. Фигуры и пешки. В какой последовательности расставлять фигуры и пешки на доске, чтобы не ошибиться. «Ферзь – любит свой цвет, а король – чужой цвет». 2. Шахматная нотация. (1ч) Обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной доске. «Адрес» поля как пересечение вертикали и горизонтали. Диаграмма. Центр и угловые поля. 3. Ладья и слон. (1ч) Ладья: как ходит и бьет белые фигуры соперника ладья. Вертикали и горизонтали на шахматной доске. Слон: как ходит и бьет слон. Чернопольные и белопольные слоны – разноцветные и одноцветные слоны. Диагонали. 4. Нападение и взятие. (1ч) Нападение на фигуру или пешку соперника. Линия действия фигуры. Как напасть на неприятельскую фигуру. Как определить, какая фигура находится под боем. 5. Пешка. (1ч) Пешка – душа шахматной партии. Сколько пешек на доске и как они называются. Как ходит и бьет пешка. 6. Король. (1ч) Король: как ходит и бьет фигуры противника (незащищенные!) король. 7. Ферзь. (1ч) Ферзь: как ходит и бьёт ферзь. Ферзь, ладья, слон - дальнобойные фигуры. 8. Конь. (1ч) Конь: как ходит и бьёт. Как выглядит фигура (внешнее сходство с настоящими лошадьми) по сравнению с другими фигурами абстрактного дизайна. 9. Ценность фигур. (1ч) Пешка – «мера веса» шахматной фигуры. Сколько пешек «весят» (или стоят) конь, слон, ладья и ферзь. Король бесценен. Понятие о выгодном и невыгодном размене. 10. Особые ходы пешки. (1ч) Превращения пешки после достижения последней горизонтали. «Пешка идёт в.. ферзи». Процедура превращения: поставить пешку на последнюю горизонталь, а затем поменять на выбранную фигуру того же цвета. Взятие на проходе, битое поле. 11. Повторение пройденного материала: ходы фигур, ценность фигур. (1ч) Как ходят и бьют все фигуры и пешка, сравнительная ценность фигур – игра «шахматный базар» 12. Коррекционное занятие. (1ч) Турнир по пешечным шахматам (в игре участвуют только пешки и короли) 13. Защита от нападения. (1ч) Способы защиты от нападения: отход, защита с помощью другой фигуры (перекрытие), уничтожение атакующей пешки или фигуры. 14. Шах и защита от него. (1ч) Что такое шах. Шах различными фигурами. Три способа защиты от шаха: отход короля, перекрытие линии атаки, взятие атакующей фигуры или пешки. 15. Мат. (1ч) Цель шахматной партии. Что такое мат. Отличие мата от шаха. Как матуют пешка, ладья, слон, конь и ферзь. Сдача партии в проигранной позиции. 16. Простейшие матовые конструкции. (1ч) Стандартные позиции: мат по последней (первой) горизонтали; мат ферзём, которого поддерживают слон, конь, ладья, король и пешка. Король на краю и в углу доски, поля для отступления. 7 17. Пат. Ничья. (1ч) Что такое ничья. Разновидности ничьей. Недостаток материала для выигрыша с обеих сторон. Определение пата, чем отличается пат от мата. Соглашение на ничью. Вечный шах. Троекратное повторение позиции. Правило 50 ходов. 18. Повторение: задания на шах, мат и пат. (1ч) Повторение материала предыдущих уроков о шахе, мате, пате. Практический материал для тренировки. 19. Коррекционное занятие или турнир по шахматам.(1ч) 20. Особый ход – рокировка. (1ч) Определение и роль рокировки. Рокировать можно только один раз за партию. Виды рокировок: короткая и длинная. Как делается рокировка. Когда можно рокироваться. Как записывается ход рокировка. 21. Двойной удар.(1ч) Что такое двойной удар. Кто может нанести двойной удар. Коневая вилка. Двойные удары ферзём, ладьёй, слоном, пешкой, королём. Самый опасный двойной удар – с нападением на короля соперника. 22. Мат королем и ферзем.(1ч) Стандартная связка «король + ферзь» против короля соперника. Когда могут встречаться такие позиции. Метод оттеснения короля в угол совместными усилиями. Патовые ловушки. 23. Мат ферзем и ладьей.(1ч) Связка «ферзь + ладья». На каких стадиях игры могут встречаться матовые атаки ферзём и ладьёй. Внимательная игра помогает избежать пата. 24. Мат двумя ладьями.(1ч) Матование двумя ладьями одинокого короля. Линейный мат. Оттеснение короля на последнюю горизонталь. Мат по седьмой (второй) горизонтали при стеснённом положении короля. 25. Повторение: матование одинокого короля разными фигурами.(1ч) Повторение различных способов матования короля: ферзём и королём; ферзём и ладьёй, двумя ладьями 26. Коррекционное занятие или турнир.(1ч) Проведение шахматных партий от начала до конца. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). 27. Правила поведения во время игры.(1ч) Принятые правила поведения во время шахматной партии. Приветствие соперника, рукопожатие. Соблюдение тишины. Предложение ничьей. Правило «тронул – ходи». Как поправить фигуру на доске. Корректное совершение хода. 28. Шахматные часы.(1ч) Отличие шахматных часов от обычных. Устройство часов и принципы игры с часами. Правильное расположение часов на столике. Флажок (на механических часах). Контроль времени. Цейтнот. 29. Запись партии.(1ч) Отличие длинной нотации от короткой нотации. Сокращённые названия фигур, символы шаха, мата, взятия, короткой и длинной рокировки. Как записывают ходы пешки. Пример записи партии. 30. Вилка.(1ч) Двойной удар конём – коневая вилка. На какой стадии встречаются такие удары. Внимание к коням соперника помогает избежать попадания под вилку. Шах с выигрышем фигуры. 31. Сквозной удар.(1ч) Что такое сквозной удар. Когда может возникнуть возможность для двойного удара. Предпосылки для двойного удара. 32. Повторение- итоговый тест.(1ч) Решение заданий: атака, защита, выгодный обмен, защита от шаха, мат, пат, двойное нападение, сквозной удар, запись партии. Повторение: стандартные позиции и приёмы игры. 33. Подведение итогов года.(1ч) Шахматная викторина. Вручение сертификатов «Я умею играть в шахматы». 34. Турнир по окончанию обучения.(1ч) 8 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №Урока Дата проведения План Тема урока Кол-во часов Факт 1 04.09 Волшебный мир шахмат. 1 2 11.09 Шахматная нотация. 1 3 18.09 Ладья. Нападение и взятие. 1 4 25.09 Слон. Нападение и взятие. 1 5 02.10 Пешка. Нападение и взятие. 1 6 09.10 Король. Нападение и взятие. 1 7 16.10 Ферзь. Нападение и взятие. 1 8 23.10 Конь. Нападение и взятие. 1 9 06.11 Ценность фигур. 1 10 13.11 Особые ходы пешки 1 11 20.11 Повторение пройденного материала: ходы фигур, ценность фигур. 1 12 27.11 Турнир по пешечным шахматам 1 13 04.12 Защита от нападения. 1 14 11.12 Шах и защита от него. 1 15 18.12 Мат. 1 16 25.12 Простейшие матовые конструкции. 1 17 15.01 Пат. Ничья. 1 22.01 Повторение: задания на шах, мат и пат. 1 19 29.01 Коррекционное занятие или турнир по шахматам. 1 20 05.02 Особый ход – рокировка. 1 21 12.02 Двойной удар. 1 22 19.02 Мат королем и ферзем. 1 23 26.02 Мат ферзем и ладьей. 1 24 05.03 Мат двумя ладьями. 1 18 9 Примечания 25 12.03 Повторение: Мат разными фигурами. 1 26 19.03 Шахматная партия без пояснения 1 27 02.04 28 09.04 Шахматные часы. 1 29 16.04 Запись партии. 1 30 23.04 Вилка. 1 31 30.04 Сквозной удар. 1 32 07.05 Повторение: итоговый тест. 1 33 14.05 Подведение итогов года. Шахматная викторина. 1 34 21.05 Турнир по окончанию обучения. 1 Правила поведения во время шахматной партии 1 34 Итого 10