Рабочая программа факультативного курса Смысловое чтение для 3 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бондаревская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено
Руководитель ШМО
__________ Деревягина Т.П.
протокол заседания ШМО
№ 1 от «28» 08 2025 г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________ Карташова Е.И.
от «28» 08 2025г.

Утверждаю
Директор МБОУ "Бондаревская
СОШ"
______________ Кузьмичева Н.А.
Приказ № 165 от «01» 09 2025г.

Рабочая програама факультативного курса
«Смысловое чтение»
для 3 класса
на 2025-2026 учебный год
учитель: Кончакова Наталья Викторовна

​
Бондарево, 2025 год

СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала уроков
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в разделе
рабочей программы «Личностные результаты изучения учебного курса «Смысловое
чтение» на уровне начального общего образования».
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный курс «Смысловое чтение» входит в предметную
область «Литературное чтение» и является обязательным для изучения.
Срок освоения рабочей программы: 3класс, 1 год
Количество часов в учебном плане на изучение курса (3 класс – 34 учебные недели)
Класс
Количество часов в неделю Количество часов в год
3 класс
1
34

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии:
аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо
(культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие
аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя
культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных
текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по
объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения;
выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений,
соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог,
отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил
речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах,
выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании
авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми
некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного
произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание
собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными
видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений:
восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения,
научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором;
установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научнопопулярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной
мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с
книгой как источником различного вида
информации и
формирование
библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания
чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного
выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской
деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и
нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности
для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел
«Литературоведческая
пропедевтика»
содержит
круг
литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления
с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах
выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных
произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа
литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе
читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми
знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание
уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Смысловое чтение» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
















умение осознавать через чтение художественных произведений основные ценности
взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь,
взаимовыручка);
способность испытывать чувство гордости при чтении произведений писателейклассиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в
высказываниях при работе с художественными произведениями;
умение осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать
уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при
изучении произведений других народов;
умение проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных
писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике
произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других
народностей;
умение допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника,
не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские
аргументы и факты, задумываться о причине возникновения конфликтной
ситуации;
умение проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых
авторов, обосновывать свой выбор;
умение пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
взаимооценки;
понимание, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при
выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;
умение
приводить
примеры
ответственного/безответственного,
самостоятельного/несамостоятельного
поведения
героя
литературного
произведения;
способность замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и
выражения, которые использованы автором для создания художественного образа;
умение фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических
текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства
обозначены различной цветовой гаммой;
умение различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками
литературных героев, доказывать соответствие;
умение проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в
группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и
раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего
мнения аргументами и фактами;

Обучающиеся получат возможность для формирования
 представление о существовании других народов и культур, называть наиболее
известные, близкие собственному опыту и представлениям;
 умение проявлять интерес к чтению в школе и дома, в свободное время посещать
библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам
информации;
 способность включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома
по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных
способностей;
 знание о том, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;
 умение делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;
 умение доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств
для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;
 способность отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том
числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои
литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он
стремится приобщить читателя;
 умение предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;
умение строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе
моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Смысловое чтение» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия.
Регулятивные
 читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без
искажений и пр.);
 коллективно составлять план текста, продумывать возможные этапы изучения
темы;
 коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
 контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
 оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным
учителем;
 оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
Познавательные
 пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачи информации;
 пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных
и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя;
 понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения,
толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования;
 сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и
различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и
стихотворение, народную и литературную сказку);
 сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и
поговоркой соответствующего смысла;
 анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя;
 строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения)
из 5-6
предложений.
Коммуникативные

строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений,
проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
 строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
 строить связное высказывание по предложенной теме занятия;
 не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые
слова;
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками
литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя
различные речевые оценочные средства.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во третьем классе обучающийся научится:
 осознавать цель чтения в соответствии с содержанием и собственным интересом к
чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под
руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор –
читатель);
выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под
руководством учителя
 читать
целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать
художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
 ориентироваться в рабочей тетради и её элементах;
 фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по смысловому
чтению»;
 осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений
русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми
произведениями и реалиями жизни;
 читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы
чтения; отражая настроение автора;
 пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или
опорных слов под руководством учителя;
 составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания
произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному;
использовать знания о рифме, особенностях жанров.


Тематическое планирование
3 класс (34часа)
Тематические
блоки, темы

Коли
чест
во
часов

1
А. Усачёв «1
сентября».

2
П. Синявский
«Родная песенка».
6
А. Пантелеев
«Главный
инженер»

2
Тайская сказка
«Птица-болтунья».
Китайская сказка
«Олени и пёс»

2

Научнопознаватель 2
ный текст
«Скорость бега
животных».
Занятие
в 1
компьютерном
классе

Основные виды деятельности обучающихся с Формы и виды
учетом направлений рабочей программы деятельности
воспитания
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
Прогнозирование содержания произведения.
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Словарная работа. Полисемия
слов. Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ
содержания
стихотворения. Анализ средств художественной
выразительности:
свёрнутые
сравнения
(метафоры). Словарная работа.
Анализ содержания рассказа. Определение
главной мысли.
Прогнозирование развития сюжета.
Развитие
технической
стороны
чтения.
Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем
цепочкой» и «Читаем одновременно».
Озаглавливание частей рассказа. Подготовка к
пересказу.
Анализ содержания сказки. Составление
вопросов к сказке.
Прогнозирование содержания произведения.
Анализ содержания сказки и мотивов её героев.
Характеристика героев. Определение главной
мысли сказки
Прогнозирование содержания произведения.
Анализ содержания сказки и мотивов её героев.
Характеристика героев. Определение главной
мысли сказки
Чтение научно-познавательного текста
«Скорость бега животных». Развитие
технической стороны чтения.
Поиск нужной информации в сети Интернет.
Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.
academic.ru (словари и энциклопедии);
www.yauznayu.ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
7f410de8

https://stranamaster
ov.ru/
http://www.edu.ru/

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
7f410de8
https://stranamaster
ov.ru/
https://stranamaster
ov.ru/

Н.
«Домики
ножках».

Сладков 3
на

Экскурсия
в 1
библиотеку
Освобождение
Ленинграда
от
блокады
Скребицкий Г.
3
«Любитель песни»

Научнопознаватель 2
ный
текст
«Тюлень».
Л. Каминского
«Падежи Юры
Серёжкина»

4

Н.
Носов «Заплатка»

3

Е.
Евсеевой 2
«Каникулы».

Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания рассказа.
Анализ использованных автором средств
эмоционального
воздействия.
Выявление
средств
художественной
выразительности:
сравнения.
Анализ использованных автором средств
эмоционального
воздействия.
Выявление
средств
художественной
выразительности:
сравнения. Работа со справочниками или
Интернетом для поиска нужной информации.

http://www.edu.ru/
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
7f410de8

Работа со словарями. Поиск словарей
в каталоге. Поиск нужной информации в
словаре
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания рассказа.
Анализ использованных автором средств
эмоционального воздействия и художественной
выразительности: описания. Словарная работа
Анализ содержания научно-познавательного
текста.
Формулирование оценки. Выявление, чего не
хватает в научнопознавательном тексте.
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Прогнозирование содержания
произведения. Формирование эмоциональной
оценки рассказа. Анализ содержания рассказа.
Прогнозирование
дальнейшего
развития
событий. Инсценировка рассказа «Падежи Юры
Серёжкина»
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания рассказа и
подготовка к пересказу. Составление плана
текста. Характеристика героев
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения. Словарная работа. Создание
новых слов по образцу. Развитие технической
стороны
чтения.
Соревнование
по
произнесению скороговорок. Взаимная оценка.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой».
Выразительное
чтение
стихотворения. Взаимная оценка

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
7f410de8
http://www.edu.ru/

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
7f410de8
http://www.edu.ru/
https://stranamaster
ov.ru/
http://www.edu.ru/
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
7f410de8

Поурочное планирование
3 класс
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
проведения

1

А. Усачёв «1 сентября».

1

02.09

2

П. Синявский «Родная песенка».

1

09.09

3

П. Синявский «Родная песенка».

1

16.09

4

А. Пантелеев «Главный инженер».

1

23.09

5

А. Пантелеев «Главный инженер».

1

30.09

6

А. Пантелеев «Главный инженер».

1

07.10

7

А. Пантелеев «Главный инженер».

1

14.10

8

А. Пантелеев «Главный инженер».

1

21.10

9

А. Пантелеев «Главный инженер».

1

28.10

10

Тайская сказка «Птица-болтунья».

1

11.11

11

Тайская сказка «Птица-болтунья».

1

18.11

12

Китайская сказка «Олени и пёс»

1

25.11

13

Чтение сказки «Олени и пёс»

1

02.12

14

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных».

1

09.12

15

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных».

1

16.12

16

Занятие в компьютерном классе

1

23.12

1

30.12

17

Н. Сладков «Домики на ножках».

18

Н. Сладков «Домики на ножках».

1

13.01

19

Н. Сладков «Домики на ножках».

1

20.01

20

Экскурсия в библиотеку

1

27.01

21

Скребицкий Г. «Любитель песни»

1

03.02

22

Скребицкий Г. «Любитель песни»

1

10.02

23

Скребицкий Г. «Любитель песни»

1

17.02

24

Научно-познавательный текст «Тюлень».

1

03.03

25

Научно-познавательный текст «Тюлень».

1

10.03

26

Л. Каминский «Падежи Юры Серёжкина»

1

17.03

27

Л. Каминский «Падежи Юры Серёжкина»

1

31.03

28

Л. Каминский «Падежи Юры Серёжкина»

1

07.04

29

Л. Каминский «Падежи Юры Серёжкина

1

14.04

30

Н. Носов «Заплатка»

1

21.04

31

Н. Носов «Заплатка»

1

28.04

32

Промежуточная аттестация.

1

05.05

33

Е. Евсеева «Каникулы».

1

12.05

34

Е. Евсеева «Каникулы».

1

19.05

Всего: 34 ч, из них, отведенных на контрольные работы – 1 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».