Положение о системе наставничества педагогических работников (копия)

Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол № 5 от 16.05.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБОУ
«Бондаревская СОШ»
№ 102 от 16.05.2022 г

Положение о системе наставничества педагогических работников
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Бондаревская средняя общеобразовательная школа»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических
работников в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Бондаревская средняя общеобразовательная школа» определяет цели, задачи,
формы и порядок осуществления наставничества (далее – Положение). Положение
разработано в соответствии с нормативно-правовой базой в сфере образования и
наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый
опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых
результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Бондаревская средняя общеобразовательная школа» (далее –
образовательная организация), учреждения из числа ее социальных партнеров,
который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы)
наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которых находятся в
заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание
форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности,
направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных
на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на
поддержку его сильных сторон.
1.3. Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения
должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации
персонализированной программы наставничества принимает руководитель
образовательной организации.

2. Цель и задачи системы наставничества
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в
образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию
эффективной
среды
наставничества
в
образовательной
организации,
способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению,
личностному
и
социальному
развитию
педагогических
работников,
самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в
педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
содействовать созданию в образовательной организации психологически
комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию
личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем
проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной
среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и
методической
поддержки
педагогических
работников
образовательной
организации, региональных систем научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров;
содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию
горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном
уровнях;
способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в
условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования
современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий
путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и
дистанционных форм наставничества;
содействовать
увеличению
числа
закрепившихся
в
профессии
педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога,
в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности образовательной организации, ознакомление с
традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных
трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и
навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
ускорять процесс профессионального становления и развития педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные
функциональные обязанности в соответствии с замещающей должностью;
содействовать в выработке навыков профессионального поведения
педагогов,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям,
установленным законодательством;
знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в
коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и
качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать
свой профессиональный уровень.

3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя
образовательной организации и в соответствии с настоящим положением.
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного
согласия приказом руководителя образовательной организации.
3.3. Руководитель образовательной организации:
осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения)
системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в
образовательной организации;
издает локальные акты образовательной организации о внедрении
(применении) системы наставничества и организации наставничества
педагогических работников в образовательной организации;
утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует
отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации требований
настоящего положения;
издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного
согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей,
связанных с наставнической деятельностью;
способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по
проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном
партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях,
форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
способствует организации условий для непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и
распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
назначается руководителем образовательной организации из числа
заместителей руководителя;
своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о
наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить
в наставническую деятельность в качестве наставляемых;
предлагает руководителю образовательной организации для утверждения
состава школьного методического объединения наставников для утверждения (при
необходимости его создания);
разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации
настоящего Положения;
совместно
с
системным
администратором
ведет
банк
(персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе в
цифровом формате с использованием ресурсов Интернета-официального сайта
образовательной организации/страницы, социальных сетей;
формирует
банк
индивидуальных/групповых
персонализированных
программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание
наиболее успешного и эффективного опыта совместно со школьным методическим
советом наставников и системным администратором;
осуществляет координацию деятельности по наставничеству с сетевыми
педагогическими сообществами;
курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;

организует совместно с руководителями образовательной организации
мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников в
образовательной организации;
осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации
системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности
педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации
педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет о
реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с системным
администратором).
3.5. Методическое объединение наставников/комиссия/совет (при его
наличии):
совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и
информационно-методического
сопровождения
в
сфере
наставничества
педагогических работников в образовательной организации;
ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных
категориях наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет пары
(группы) наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное
содержание, методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность,
организация урочной и внеурочной деятельности, психолого-педагогическое
сопровождение наставляемых и наставников и т.п.);
разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы
наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и
групп педагогических работников;
принимает участие в разработке методического сопровождения
разнообразных форм наставничества педагогических работников;
осуществляет подготовку участников персонализированных программ
наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства,
форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;
осуществляет
организационно-педагогическое,
учебно-методическое,
обеспечение реализации персонализированных программ наставничества в
образовательной организации;
участвует в мониторинге реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
является открытой площадкой для осуществления консультационных,
согласовательных функций и функций медиации;
совместно с руководителем образовательной организации, куратором
реализации программ наставничества участвует в разработке материальных и
нематериальных стимулов поощрения наставников;
принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества
педагогических работников.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников образовательной организации с их согласия;

знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела
наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого
осуществляется наставничество;
обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной
организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной
проверки выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативно-правовыми актами образовательной
организации при осуществлении образовательной деятельности;
находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной
организации, осуществляющими работу с наставляемым по программе
наставничества;
осуществлять
включение
молодого/начинающего
специалиста
в
общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и
профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
создавать условия для создания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
содействовать укреплению и повышению уровня престижности
преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для
молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные
конкурсы, конференции, форумы и др.);
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или
применении мер дисциплинарного воздействия;
рекомендовать участие наставляемого в профессиональных муниципальных
и региональных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.
5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
систематически повышать свой профессиональный уровень;
участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
вносить
на
рассмотрение
предложения
по
совершенствованию
персонализированных программ наставничества педагогических работников
образовательной организации;
обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с
ходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
изучать Федеральный закон от 29 декабря 20212 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные,
муниципальные и локальные нормативно-правовые акты, регулирующие
образовательную
деятельность,
деятельность
в
сфере
наставничества
педагогических работников;
реализовывать мероприятия плана персонализированной программы
наставничества в установленные сроки;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной
организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы
в образовательной организации;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
должностных,
профессиональных
обязанностей;
совершенствовать
профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного
исполнения должностных обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и
учебе;
учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам
работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:
профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт
наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и
симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках
программы наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество,
пары/группы
утверждаются
приказом
руководителя
образовательной организации.
7. Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества
происходит в случае:
завершения плана мероприятий персонализированной программы
наставничества в полном объеме;
по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению
(по уважительным обстоятельствам);
по
инициативе
куратора
(в
случае
недолжного
исполнения
персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств
со стороны наставника и/или наставляемого – форс-мажора).
7.2. Изменение (продление) сроков реализации персонализированной
программы наставничества педагогических работников возможно по обоюдному
согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов или корректировка
ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
8. Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников на сайте образовательной
организации

8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной
программы наставничества педагогических работников на официальном сайте
образовательной организации создается специальный раздел (рубрика). На сайте
размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах
наставничества педагогических работников, базы наставников и наставляемых,
лучшие кейсы персонализированных программ наставничества педагогических
работников, федеральная, региональная, муниципальная и локальная нормативноправовая база в сфере наставничества педагогических работников, методические
рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества
педагогических работников в образовательной организации и др.
8.2.
Результаты
персонализированных
программ
наставничества
педагогических работников в образовательной организации публикуются после их
завершения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения
руководителем образовательной организации и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными
актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными
актами образовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».