Приняты педагогическим советом (протокол № 4 от 25.03.2022 г) Рассмотрены на Совете Учреждения (протокол № 2 от 25.03.2022 г) Согласованы с Советом родителей (протокол № 2 от 25.03.2022 г) Согласованы с Советом обучающихся (протокол № 2 от 25.03.2022 г) Утверждены приказом директора МБОУ «Бондаревская СОШ» от 28.03.2022 г № 63 ПОЛОЖЕНИЕ об информационно-библиотечном центре 1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение является основой для деятельности информационнобиблиотечного центра Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Бондаревская средняя общеобразовательная школа» (далее - ОУ), разработано на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (с изменениями), Федерального Закона «О библиотечном деле» от 29.12.1994 г. №78-ФЗ (с изменениями), Федерального Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию от 29.12.2010 г. №436-ФЗ (с изменениями), Приказом Министерства культуры РФ «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного дела от 08.10.2012 г. 1.2. Информационно-библиотечный центр (далее - ИБЦ) участвует в учебновоспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на предоставление во временное пользование библиотечно-информационных ресурсов. 1.3.Деятельность информационно- библиотечного центра отражается в уставе ОУ. 1.4. Цели ИБЦ соотносятся с целями ОУ: - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе; - создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - формирование здорового образа жизни. 1.5. Деятельность ИБЦ основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 1.6.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными, санитарногигиеническими требованиями. 2. Основные задачи Основными задачами ИБЦ являются: 2.1. Обеспечение участникам образовательного процесса - учащимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) учащихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ОУ на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD, DVD); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; 2.2. Предоставление пользователям в бесплатное пользование на время получения образования учебников и учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания. 2.3. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации учащегося, развитии его творческого потенциала. 2.4. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации. 2.5.Совершенствование предоставляемых ИБЦ услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 3. Основные функции Для реализации основных задач ИБЦ: 3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов: • комплектует универсальный фонд учебными (включая учебники и учебные пособия), художественными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; 3.2. Создает информационную продукцию: • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки, рекомендательные библиографические пособия, базы данных по профилю школы; • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; 3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание учащихся: • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; • содействует членам педагогического коллектива и администрации школы в организации образовательного процесса и досуга учащихся; 3.4.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства ОУ по вопросам управления образовательным процессом; • поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.); 3.5. Осуществляет дифференцированное информационно-библиотечное обслуживание родителей (законных представителей) учащихся: • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в ИБЦ; • консультирует по вопросам учебных изданий для учащихся. 4. Организация деятельности ИБЦ 4.1. Наличие укомплектованного ИБЦ в школе обязательно. Частичная централизация библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу органов управления образования. 4.2. Структура ИБЦ: - абонемент, -читальный зал, -отдел учебников, -компьютерная зона для индивидуальной работы пользователей, -копировально-множительная техника. 4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы ИБЦ. 4.4. Режим работы центра определяется педагогом-библиотекарем в соответствии с нормативными документами и с правилами внутреннего распорядка ОУ. При определении режима работы ИБЦ предусматривается выделение 1 часа 20 минут рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы, одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится, не менее одного раза в месяц – методического дня. 4.5. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством ИБЦ ОУ взаимодействует с сельской библиотекой. 5. Управление. Штаты 5.1.Руководство ИБЦ осуществляет педагог-библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем ОУ, учащимися, их родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности ИБЦ в соответствии с функциональными обязанностями. 5.2. Педагог-библиотекарь разрабатывает следующие документы: - правила пользования ИБЦ; - структуру и штатное расписание ИБЦ; - планово-отчетную документацию; - технологическую документацию. 5.3. Работник ИБЦ может осуществлять педагогическую деятельность. 6. Права и обязанности ИБЦ 6.1. Работник ИБЦ имеет право: - самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в рамках реализации основных образовательных программ по уровням обучения; - проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; - определять источники комплектования информационных ресурсов; - изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; - определять в соответствии с правилами пользования ИБЦ виды компенсации ущерба, нанесенного пользователями ИБЦ; - участвовать в управлении ОУ; - быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; - участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе ГМК, библиотечных ассоциаций или союзов. 6.2. Работники ИБЦ обязаны: - обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами ИБЦ; - информировать пользователей о видах предоставляемых ИБЦ услуг; - формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами ОУ, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; -совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; -обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; -обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой ОУ; - отчитываться в установленном порядке перед директором школы; - повышать квалификацию. 7. Права и обязанности пользователей БИЦ 7.1. Пользователи ИБЦ имеют право: - получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых ИБЦ услугах; - пользоваться справочно-библиографическим аппаратом ИБЦ; - получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; - получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, мультимедийные документы и другие источники информации; - продлевать срок пользования документами; - получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда ИБЦ; - получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; - участвовать в мероприятиях, проводимых ИБЦ. 7.2. Пользователи ИБЦ обязаны: - бережно относиться к печатным изданиям (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; - поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе ИБЦ, расположения карточек в каталогах и картотеках; - пользоваться ценными и справочными документами только в помещении читального зала; - убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника ИБЦ. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; - расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: учащиеся 1-4 классов); - возвращать документы в установленные сроки; полностью рассчитаться с ИБЦ по истечении срока обучения или работы в ОУ; - заменять документы ИБЦ в случае их утраты или порчи равноценными (в соответствии с п.3 Правил пользования учебным фондом ИБЦ). 7.3. Порядок пользования ИБЦ: - запись учащихся школы в ИБЦ производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) учащихся - по паспорту; - перерегистрация пользователей ИБЦ производится ежегодно; - документом, подтверждающим право пользования ИБЦ, является читательский формуляр; - читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда и их возвращения в ИБЦ; - обеспечение учащихся учебниками осуществляется коллективным способом через классных руководителей школы. 7.4. Порядок пользования абонементом: - пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; - максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные пособия - учебный год; — научно-популярная, познавательная, художественная литература –15 дней; — периодические издания, издания повышенного спроса - 10 дней; - пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5. Порядок пользования читальным залом: - документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; - энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале; 7.6. Порядок работы в компьютерной зоне ИБЦ: - работа участников образовательного процесса в компьютерной зоне производится по графикуи в присутствии сотрудника ИБЦ; - разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; - пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником ИБЦ; - по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику ИБЦ; - запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату; - работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.