ПОЛОЖЕНИЕ об информационно-библиотечном центре (Копия)

Приняты педагогическим советом
(протокол № 4 от 25.03.2022 г)
Рассмотрены
на Совете Учреждения
(протокол № 2 от 25.03.2022 г)
Согласованы с Советом родителей
(протокол № 2 от 25.03.2022 г)
Согласованы с Советом обучающихся
(протокол № 2 от 25.03.2022 г)

Утверждены приказом директора МБОУ
«Бондаревская СОШ» от 28.03.2022 г № 63

ПОЛОЖЕНИЕ
об информационно-библиотечном центре
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение является основой для деятельности информационнобиблиотечного центра Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Бондаревская средняя общеобразовательная школа» (далее - ОУ), разработано на основе
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
(с изменениями), Федерального Закона «О библиотечном деле» от 29.12.1994 г. №78-ФЗ (с
изменениями), Федерального Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию от 29.12.2010 г. №436-ФЗ (с изменениями), Приказом Министерства
культуры РФ «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав
библиотечного дела от 08.10.2012 г.
1.2. Информационно-библиотечный центр (далее - ИБЦ) участвует в учебновоспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса
на предоставление во временное пользование библиотечно-информационных ресурсов.
1.3.Деятельность информационно- библиотечного центра отражается в уставе ОУ.
1.4. Цели ИБЦ соотносятся с целями ОУ:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни
в обществе;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- формирование здорового образа жизни.
1.5. Деятельность ИБЦ основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного
развития личности.
1.6.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.

2. Основные задачи
Основными задачами ИБЦ являются:
2.1. Обеспечение участникам образовательного процесса - учащимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным представителям) учащихся (далее - пользователям)

- доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов ОУ на различных носителях:
бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD, DVD);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
2.2. Предоставление пользователям в бесплатное пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий, а также учебно-методических материалов,
средств обучения и воспитания.
2.3. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
учащегося, развитии его творческого потенциала.
2.4. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации.
2.5.Совершенствование предоставляемых ИБЦ услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
3. Основные функции
Для реализации основных задач ИБЦ:
3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов:
• комплектует универсальный фонд учебными (включая учебники и учебные пособия),
художественными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных
других учреждений и организаций;
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
3.2. Создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки,
рекомендательные библиографические пособия, базы данных по профилю школы;
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
учащихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения
их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков
самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе
дистанционного обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой
и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации школы в организации
образовательного процесса и досуга учащихся;
3.4.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;

• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению
аттестации;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр
электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций), информирование руководства ОУ по вопросам управления образовательным
процессом;
• поддерживает деятельность педагогических работников в области создания
информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
3.5. Осуществляет дифференцированное информационно-библиотечное обслуживание
родителей (законных представителей) учащихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в ИБЦ;
• консультирует по вопросам учебных изданий для учащихся.
4. Организация деятельности ИБЦ
4.1. Наличие укомплектованного ИБЦ
в школе обязательно. Частичная
централизация библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библиотечных
объединениях проводится по приказу органов управления образования.
4.2. Структура ИБЦ:
- абонемент,
-читальный зал,
-отдел учебников,
-компьютерная зона для индивидуальной работы пользователей,
-копировально-множительная техника.
4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами школы, программами, проектами и планом работы ИБЦ.
4.4. Режим работы центра определяется педагогом-библиотекарем в соответствии с
нормативными документами и с правилами внутреннего распорядка ОУ. При определении
режима работы ИБЦ предусматривается выделение 1 часа 20 минут рабочего времени
ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы, одного раза в месяц – санитарного
дня, в который обслуживание пользователей не производится, не менее одного раза в месяц –
методического дня.
4.5. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с детьми и юношеством ИБЦ ОУ взаимодействует с сельской библиотекой.
5. Управление. Штаты
5.1.Руководство ИБЦ осуществляет педагог-библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем ОУ,
учащимися, их родителями (законными представителями) за организацию и результаты
деятельности ИБЦ в соответствии с функциональными обязанностями.
5.2. Педагог-библиотекарь разрабатывает следующие документы:
- правила пользования ИБЦ;
- структуру и штатное расписание ИБЦ;
- планово-отчетную документацию;
- технологическую документацию.
5.3. Работник ИБЦ может осуществлять педагогическую деятельность.
6. Права и обязанности ИБЦ
6.1. Работник ИБЦ имеет право:
- самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в рамках реализации
основных образовательных программ по уровням обучения;

- проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
- определять источники комплектования информационных ресурсов;
- изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
- определять в соответствии с правилами пользования ИБЦ виды компенсации
ущерба, нанесенного пользователями ИБЦ;
- участвовать в управлении ОУ;
- быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
- участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
ГМК, библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работники ИБЦ обязаны:
- обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
ИБЦ;
- информировать пользователей о видах предоставляемых ИБЦ услуг;
- формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами ОУ, интересами, потребностями и
запросами всех категорий пользователей;
-совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;
-обеспечивать
сохранность
использования
носителей
информации,
их
систематизацию, размещение и хранение;
-обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой ОУ;
- отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
- повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей БИЦ
7.1. Пользователи ИБЦ имеют право:
- получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых ИБЦ услугах;
- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом ИБЦ;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, мультимедийные документы и другие источники информации;
- продлевать срок пользования документами;
- получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда ИБЦ;
- получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
- участвовать в мероприятиях, проводимых ИБЦ.
7.2. Пользователи ИБЦ обязаны:
- бережно относиться к печатным изданиям (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
- поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе ИБЦ,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
- пользоваться ценными и справочными документами только в помещении читального
зала;

- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника ИБЦ. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых документах несет последний пользователь;
- расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: учащиеся 1-4 классов);
- возвращать документы в установленные сроки; полностью рассчитаться с ИБЦ по
истечении срока обучения или работы в ОУ;
- заменять документы ИБЦ в случае их утраты или порчи равноценными (в
соответствии с п.3 Правил пользования учебным фондом ИБЦ).
7.3. Порядок пользования ИБЦ:
- запись учащихся школы в ИБЦ производится по списочному составу класса в
индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных
законных представителей) учащихся - по паспорту;
- перерегистрация пользователей ИБЦ производится ежегодно;
- документом, подтверждающим право пользования ИБЦ, является читательский
формуляр;
- читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
и их возвращения в ИБЦ;
- обеспечение учащихся учебниками осуществляется коллективным способом через
классных руководителей школы.
7.4. Порядок пользования абонементом:
- пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
- максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия - учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература –15 дней;
— периодические издания, издания повышенного спроса - 10 дней;
- пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
- документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
- энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
7.6. Порядок работы в компьютерной зоне ИБЦ:
- работа участников образовательного процесса в компьютерной зоне производится
по графикуи в присутствии сотрудника ИБЦ;
- разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
- пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его работником ИБЦ;
- по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться
к работнику ИБЦ;
- запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
- работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».