Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Бондаревская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от 29.08.2024 г. № 1 Руководитель ШМО Шишлянникова Л.П. СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР Карташовой Е.И. Протокол от 30.08.2024 г. № 1 УТВЕРЖДЕНОприказом директора МБОУ Бондаревская СОШ Кузьмичевой Н.А. № 184 от «30 » августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «География родного края. Хакасия» (наименование предмета) для 9 класса Рабочую программу составили учитель биологии Богданова И.П. 2024— 2025учебный год Планируемые результаты Программа учебного предмета «Родной край - Хакасия» в 9 классе расширяет представления о Республике Хакасия, определяет необходимость включения обучающихся в поисковую деятельность по изучению своего региона своей малой родины и направлена на формирование у детей универсальных учебных действий. Личностные УУД: ✓ – готовность и способность учащихся к саморазвитию, ✓ - сформированность мотивации к учению и познанию, ✓ - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; ✓ - гражданская идентичность, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; ✓ - уважительное отношение к истории и культуре своего народа Регулятивные УУД: ✓ -целеполагание - постановка новой учебной задачи; ✓ -планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ✓ -осуществление итогового и пошагового контроля по результату; ✓ - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, как по ходу его реализации, так и в конце действия; ✓ -оценка правильности выполнения действия; ✓ - волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД: ✓ -планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия; ✓ - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ✓ -разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; ✓ - управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка действий партнера; ✓ - умение с достаточной полнотой и точностью выражать своимысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ✓ - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Познавательные УУД: Общеучебные: ✓ -осуществлениепоисканеобходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; ✓ - выделение, извлечение и переработка полученной информации; ✓ -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ✓ -свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; ✓ -понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации: ✓ -постановка и формулирование проблемы; ✓ -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические: ✓ -анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных); ✓ -синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; ✓ -обобщение, аналогия, сравнение, классификация по заданным критериям; ✓ -подведение под понятия, выведение следствий; ✓ - установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; ✓ -построение логической цепи рассуждений; ✓ -доказательство; ✓ -выдвижение гипотез и их обоснование Постановка и решение проблемы: ✓ -формулирование проблемы; ✓ -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Предполагается, что в результате формирования личностных УУД у ребенка будут сформированы: Личностные действия: Выпускник научится и приобретет: ✓ научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; ✓ приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ✓ научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; ✓ приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения. Выпускник получит возможность для формирования: ✓ мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы; ✓ эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Кемеровской области; ✓ чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; ✓ эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные результаты: Регулятивные действия: Выпускник научится: ✓ ✓ ✓ ✓ планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; ✓ использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Выпускник получит возможность: ✓ уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; ✓ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; ✓ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; ✓ вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные действия: Выпускник научится: ✓ используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; ✓ на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; ✓ узнавать символику Республики Хакасия, города; ✓ описывать достопримечательности столицы Абакан и родного края; ✓ использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; ✓ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; ✓ использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Республики Хакасия и атласом; ✓ работать с атласом, глобусом и картой; ✓ находить на карте свой регион и его главный город; ✓ устанавливать причинно‐следственные связи; ✓ строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ✓ устанавливать аналогии. Выпускник получит возможность: ✓ самостоятельно подбирать литературу по теме; ✓ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; ✓ работать в семейных архивах. ✓ Коммуникативные действия: ✓ Выпускник научится: ✓ понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ✓ ориентироваться на позицию партнера в общении; ✓ учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. ✓ Выпускник получит возможность: ✓ готовить и выступать с сообщениями; ✓ формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; ✓ наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; ✓ аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные результаты: В результате изучения учебного предмета «Родной край - Хакасия» учащийся должен знать: • географическое положение региона; • особенности климата и природные зоны; • население и урбанизация; •природные ресурсы; • пространственное размещение основных географических и хозяйственных объектовреспублики; • особенности структуры экономики Хакасии; •растительный и животный мир; • заповедные территории; • достопримечательности и памятники культуры и природы. Уметь: • сопоставлять географическое положение Республики Хакасия и Российской Федерации; • характеризовать (описывать) отрасли хозяйства Хакасии, факторы их размещения; особенности состава и численность населения республики; основные направления экологической политики в условиях разнообразия природных зон Хакасии; • устанавливать причины изменения структуры хозяйства республики; • интерпретировать исторические события в контексте российской и мировой истории; диалог культур. • определять взаимозависимость развития политических, экономических и социальных процессов на российском и республиканском уровнях; • оценивать, исходя из внешних критериев на примере Хакасии: качество природной окружающей среды, эффективность экологически рационального использования природных ресурсов, основные направления экологической политики. Метапредметные и личностные: • решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации; • наблюдать и оценивать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опоройна экономические, правовые, социально-политические знания; • давать оценку собственным поступкам и действиям других людей с точки зрения общечеловеческих ценностей; • участвовать в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, выполнять творческие, практические работы покраеведческой, обществоведческой тематике; • конструктивно разрешать конфликтные ситуации в реальной жизни и в моделируемыхучебных задачах; • принимать участие в совместной деятельности по подготовке и реализации ученическихсоциально-экологических проектов в школе, микрорайоне или селе, городе или районе. • получать социальную информацию из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, критически осмысливать представленные в них различные подходы иточки зрения. Содержание учебного предмета «Родной край – Хакасия» Географическое положение Хакасии. Геополитическое положение Хакасии и особенности экономико-географического положения.Географические координаты крайних точек Хакасии.Соседи. Климат и природные зоны Демографические процессы в республике. Население Хакасии. Численность населения городов и районов (своих населенных пунктов). Особенности расселения, плотность. Национальный состав. Языковые семьи и группы. Природные ресурсы. - водные ресурсы; - полезные ископаемые; - растительный и грибной мир; - животные мир. Особенности экологической ситуации в районах Хакасии. Виды и проблемы рационального использования природных ресурсов. Охраняемые территории: заказники, заповедники. Экономическое развитие Республики Хакасия. Горнодобывающая промышленность, топливная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия, машиностроение, строительство, сфера услуг и современные коммуникации, легкая и пищевая промышленность. Зональная специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство). Торговля. Роль транспорта в развитии хозяйства республики. Внешнеэкономические связи: партнеры, товарообмен. Национальные проекты Культурное развитие Хакасии. Достопримечательности. Памятники историко-культурного наследия Хакасии. Памятники природы. Тематическое планирование № раздела 1 2 3 4 5 6 7 8 Итого: Тема раздела Введение География региона Климат региона Население региона Природные ресурсы региона Экономика региона Культурно - исторические центры и достопримечательности региона Итоговое занятие Количество часов 1 1 2 2 11 11 4 2 34 Календарно – тематическое планирование № урока Тема урока Кол-во часов Форма проведения 1. Введение (1 час) 1/1 Мой регион - моя малая родина. 1 Диагностическая работа 2. География региона (1 час) 2/1 Географическое положение. Соседи. 1 Беседа 3. Климат (2 часа) 3/1 Особенности климата. 1 Беседа 4/2 Природные зоны. 1 Защита мини проектов 4. Население (2 часа) 5/1 Население. 1 Беседа 6/2 Урбанизация. Города и сёла. Районы. 1 Защита мини проектов 5. Природные ресурсы (11 часов) 7/1 Водные ресурсы 1 Защита мини проектов 8/2 Экологические проблемы и 1 Экскурсия водоохранные мероприятия. 9/3 Недра и минеральные ресурсы. 1 Защита мини проектов 10/4 Лесной фонд. Экологические проблемы. 1 Экскурсия 11/5 Биологические ресурсы. Растительный 1 Беседа мир. 12/6 Растения из Красной книги РХ. 1 Защита мини проектов 13/7 Биологические ресурсы. Животный мир. 1 Беседа 14/8 Животные Красной книги РХ. 1 Защита мини проектов 15/9 Особо охраняемые природные 1 Экскурсия территории. Заповедник «Хакасский» 16/10 Особо охраняемые природные 1 Защита мини территории. Заказники. проектов 17/11 Влияние экологических факторов на 1 Проект состояние здоровья населения РХ Экономика региона (11 часов) 18/1 Промышленность. Электроэнергетика. 1 Защита мини проектов 19Металлургия и топливная 3 Защита мини 21/2-4 промышленность. проектов 22/5 Строительство и транспорт. 23Сельское хозяйство. Растениеводство. 24/6-7 Животноводство. 1 2 Защита мини проектов Защита мини проектов Дата проведения план факт 06.09 13.09 20.09 27.09 04.10 11.10 18.10 25.10 08.11 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 27.12 10.01 17.01 24.01 31.01 07.02 14.02 21.02 28.02 Пищевая промышленность. 1 29/1 Культурно-исторические центры РХ 1 30/2 Музеи РХ 1 31/3 Памятники природы РХ 1 32/4 Достопримечательности РХ 1 3334/2 Итоговое занятие 2 25/8 26/9 27/10 28/11 Защита мини 07.03 проектов Образование и наука. 1 Защита мини 14.03 проектов Медицина. Сфера услуг. 1 Защита мини 21.03 проектов Перспективные профессии, занятость 1 Защита мини 04.04 населения РХ проектов Культурно - исторические центры и достопримечательности региона (4 часа) Защита мини проектов Защита мини проектов Защита мини проектов Защита мини проектов 11.04 18.04 25.04 26.04 16.05 23.05