МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Администрация Муниципального образования Бейского района
МБОУ "Бондаревская СОШ"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ШМО
________Шишлянникова Л.П.
протокол заседания ШМО
№ 1 от «29» 08 2024 г.
Заместитель директора по УВР
____________ Карташова Е.И.
от «30» 08 2024г.
Директор МБОУ "Бондаревская
СОШ"
____________Кузьмичева Н.А.
Приказ № 184 от «30» 08 2024г.
Приложение к Дополнительной
образовательной программе
Рабочая программа
курса дополнительного образования «Рукодельница»
для обучающихся 5 – 8 классов
Бондарево
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Профиль – декоративно-прикладное творчество.
Вид деятельности – художественные работы.
По форме организации – групповая.
Срок реализации программы – 1 год.
Недельная нагрузка на 1 год обучения – 2 часа в неделю, 68 часов
Рабочая программа «Рукодельница» создана в соответствии с концепцией
модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных
законов России «Об образовании».
Рукоделие как вид декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и
древнейших видов искусства.
Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественноэстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и
красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебнотворческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной
духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса
вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки,
вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На
занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных
изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению,
труду и другим предметам, преподаваемых в школе.
Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе
эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство
творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека,
оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное
творчество. Издавна народное мастерство передавалось из поколения в поколение. И в
настоящее время занятия рукоделием возрождают былые традиции умельцев, привнося
современные способы декоративно-прикладного искусства.
Данная программа предполагает изучение различных видов рукоделия: цветы из
бумаги, текстильная кукла, художественные ремесла( лоскутное шитье, вышивка, вязание
крючком, вязание спицами).
Направленность программы – художественная. На протяжении всей истории
человечества народное искусство (рукоделие) было неотъемлемой частью культуры.
Рукоделие влияет на формирование художественных вкусов и эстетических норм.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что она способствует
повышению художественно – эстетической культуры, путем изготовления оригинальных
изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства. Не маловажно и то, что
программа формирует мировоззрение учащихся о культурном наследии, как всего мира,
так и русского народа.
Данная программа способствует саморазвитию и самоопределению ученика в творческой
деятельности, что является важным фактором социальной адаптации в современном
обществе.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что нужно закладывать в детях
чувство прекрасного, которое способно вызвать у человека чувство эстетического
наслаждения, радости. Данная программа курса «Рукодельница» поможет пробуждению
интереса детей к новой деятельности, позволит и расширить знания, овладеть и
совершенствовать умения и навыки по видам декоративно-прикладного искусства,
рукоделию.
Новизна. Отличительные особенности.
Программа ориентирована на применение расширенного комплекса современного
декоративно-прикладного творчества : цветы из бумаги, текстильная кукла,
художественные ремесла ( лоскутное шитье, вышивка, вязание крючком).
Это дает возможность раскрыть воспитанникам всё богатство и красоту современного
рукоделия, опираясь на истоки народного творчества.
Программа направлена на:
Создание условий для развития ребенка;
Развитие мотивации к познанию и творчеству;
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
Профилактика асоциального поведения;
Создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в
систему мировой и отечественной культур;
Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
Укрепление психического и физического здоровья;
Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Форма
занятий:
групповые,
индивидуальные, фронтальные,
интегрированные,
комбинированные.
Методы обучения при организации занятий:
Словесные (устное изложение, беседа, объяснение);
Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ приемов работы, наблюдения,
показ по образцу);
Практические (тренировочные упражнения).
Вся работа занятий построена так, чтобы ребята могли глубоко усвоить данную
программу через метод проектного обучения – технология организации образовательных
ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию
сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблемы
выбора творческой работы и направленности прикладного искусства.
Объем программы: Недельная нагрузка на 1 год обучения – 2 часа в неделю, 68 часов
Срок реализации: 1 год.
Основная цель занятий – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие
учащихся в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по изготовлению
оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства.
Задачи кружка:
1. Сформировать у учащихся представление о различных видах рукоделия.
2. Развить необходимые практические умения и навыки по выполнению различных
видов ручных и машинных работ.
3. Сформировать навыки, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельных
работ.
4. Развивать индивидуальное творческое воображение и творческие способности.
5. Развивать коммуникативные способности воспитанников.
6. Сформировать у учащихся умения по комплексному использованию знаний по
разным предметам.
7. Воспитывать умение работать в группах, чувство коллективизма.
Способствовать эстетическому и духовно-нравственному воспитанию средствами
декоративно-прикладного искусства.
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Вводное занятие.
История развития рукоделий. Знакомство с программой и правилами поведения в
мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов,
инструментов к работе. Беседа о пользе декоративно- прикладного искусства в жизни.
2. Виды декоративно-прикладного творчества. Правила поведения, ознакомление
с видами работ, выполняемых во время занятий. Виды декоративно-прикладного
творчества и рассказ о каждом из них: изготовление игрушек и сувениров из ткани,
лоскутная пластика («печворк»), ручная художественная вышивка, техника «канзаши»,
валяние из шерсти, шерстяная акварель.
1. Лоскутная пластика. Знакомство с различными видами декоративно- прикладного
искусства нашего региона. Сведения из истории создания изделий из лоскута и
аппликации. Возможности лоскутной пластики и аппликации. Материалы для лоскутной
пластики, их подготовка к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для раскроя.
Раскрой деталей изделия. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой.
Техники обработки срезов изделия. Декорирование изделий.
2. Обработка текстильных материалов. Вышивка.
Сведения из истории. Вышивка простейшими швами. Технология выполнения
вышивальных швов. Способы украшения изделий вышивальными швами. Изготовление
поделок - сувениров, мягкой игрушки, кукол из фетра, с применением различных
вышивальных, декоративных швов. Изготовление новогодних сувениров и игрушек из
фетра с использованием вышивальных швов.
3. Техника «Канзаши». Сведения из истории данной техники. Введение,
инструменты, материалы, организация рабочего места, правила безопасности.
Изготовление отдельных элементов изделий в технике «канзаши». Соединение отдельных
элементов изделия в композицию. Изготовление цветов разных видов из атласных
ленточек. Изготовление сувениров, брошей и заколок в технике «канзаши». Оформление
готовых изделий, декор.
4.Валяние. Сведения из истории этой техники. Виды валяния и шерстяная акварель.
Материалы и инструменты, приспособления для валяния. Технология выполнения
сухого и мокрого валяния. Особенности технологического процесса при валянии.
Особенности ухода за изделиями из шерсти. Плоское послойное валяние. Объемное
валяние. Изготовление отдельных элементов изделия. Соединение отдельных элементов в
изделие. Валяние простейших изделий из шерсти и их декор.
5. Вязание крючком. Сведения из истории этой техники. Инструменты и материалы для
вязания. Техники вязания крючком. Вязание полотна в разных техниках. Вязание по
кругу. Изготовление изделий в простых техниках вязания. Изготовление изделий вязаных
крючком по схемам. Соединение деталей в сложных изделиях и окончательное
оформление изделий.
6.Работа с пластичной замшей «Фоамиран». Сведения из истории этой техники. Виды
материала и инструментов, приспособлений для работы. Правила безопасной работы
Виды и назначение изделий из фоамирана, основные этапы изготовления изделий из
фоамирана. Технология работы с фоамираном. Сборка изделий из фоамирана.
Изготовление декоративных украшений из этого материала.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Личностные результаты
Личностными результатами освоения программы являются:
проявление познавательных интересов и активности;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации
своей деятельности.
2. Метапредметные результаты
Метапредметными результатами являются:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим
условиям способов решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в
ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе
моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технологической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию
изделий;
моделирование объектов и технологических процессов;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и
показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в
выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда.
3. Предметные результаты
Предметными результатами являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование технической и технологической информации для
проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов,
энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также
соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления
информации;
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и
проектировании объекта труда;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования с учетом требований
технологии и материально-энергетических ресурсов в технологических процессах с
учетом областей их применения;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и
ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил
санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов
труда;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и
показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной
деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных
средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия; моделирование художественного оформления
объекта труда и оптимальное планирование работ;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики
и научной организации труда;
В коммуникативной сфере:
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований
действующих нормативов и стандартов;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций.
Тематическое планирование
№
п/п
Разделы и темы
Форма
проведения
1.
Введение в учебный курс. Инструктаж по охране труда.
лекция
Кол-во
часов по
теме
1
2.
Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного
творчества.
Лоскутная пластика.
лекция
1
1.
История лоскутной пластики. Инструменты, материалы,
приспособления.
Лекция,
демонстрация
1
2.
Техники и приёмы лоскутного шитья.
Демонстрация
,практическая
работа
1
3.
Ручные швы, их использование в лоскутном шитье.
1
4.
Машинные швы, их использование в лоскутном шитье.
5-6
7-8
Изготовление изделий в технике лоскутной пластики,
аппликации. Раскрой деталей.
Соединение деталей изделия лоскутной пластики.
Демонстрация
практическая
работа
Демонстрация
практическая
работа
Мастер-класс
Демонстрация
практическая
работа (проект)
2
9-10
Обработка срезов изделия лоскутной пластики.
2
11-12
Окончательная отделка и художественная обработка
изделий лоскутной пластики.
Демонстрация
практическая
(проект)
Демонстрация
практическая
работа (проект)
2.
Обработка текстильных материалов. Вышивка.
1-2
Ручные декоративные и простейшие вышивальные швы.
3-4
Изготовление сувениров и игрушек из фетра с
использованием декоративных швов. Изготовление
выкроек. Раскрой деталей.
Соединение деталей игрушек.
1.
5-6
7-8
9-10
Декорирование игрушек с использованием отделочных
материалов и ручных швов.
Вышивка атласными лентами. Технология выполнения
простейших вышивальных швов атласными лентами.
11-12
Применение вышивки атласными лентами в изделиях.
3.
1.
Техника «Канзаши».
История техники «канзаши». Инструменты, материалы,
приспособления.
12
1
2
2
12
Демонстрация,
лекция
Мастер-класс
2
Практическая
работа
Мастер-класс
2
Демонстрация,
практическая
работа
Практическая
работа( проект)
2
лекция
2
2
2
8
1
3-4
Изготовление изделий в технике «канзаши». Раскрой
деталей изделия.
Обработка деталей изделия в технике «канзаши».
5-6
Соединение деталей изделия в технике «канзаши».
7-8
Декорирование изделия в технике «канзаши».
4.
Валяние из шерсти.
1.
лекция
1
2.
История валяния из шерсти. Инструменты, материалы,
приспособления.
Техники валяния. Особенности сухого и мокрого валяния.
демонстрация
1
3-4
Изготовление изделий в технике мокрого валяния.
Мастер-класс
2
5-6
Объемное валяние.
Демонстрация,
практическая
работа
2
7 -8
Шерстяная акварель. Подготовка к работе, приемы
работы.
Практическая
работа.
2
9 -12
Изготовление картины в технике шерстяной акварели.
4
13-14
Оформление готового изделия .
Практическая
работа.
(проект)
Практическая
работа
5.
1.
Вязание крючком.
История вязания. Инструменты и материалы.
2.
3-4
Приемы вязания крючком.
Техники вязания крючком
5-6
Вязания квадрата, прямоугольника.
7-8
Вязание по кругу.
9-10
Изготовление изделий в технике вязания.
11-12
Оформление готового изделия.
6.
Работа с пластичной замшей «Фоамиран»
1.
Сведения из истории работы с материалом. Виды и
назначение изделий из фоамирана.
Перечень материалов, инструментов и приспособлений;
правила безопасной работы.
Технология работы с фоамираном.
2.
2.
3-4
Мастер- класс
1
Практическая
работа
Демонстрация,
практическая
работа (проект)
Демонстрация,
практическая
работа (проект)
2
2
2
14
лекция
2
12
1
Демонстрация
Демонстрация,
практическая
работа.
Демонстрация,
практическая
работа.
Демонстрация,
практическая
работа.
1
2
Практическая
работа( проект)
Практическая
работа( проект)
2
2
2
2
8
лекция
1
Лекция,
демонстрация
Демонстрация,
практическая
работа
1
2
5-6
Основные этапы изготовления изделий из фоамирана.
7-8
Изготовление декоративного украшения из фоамирана.
Оформление изделия из фоамирана
Итого:
Практическая
работа (проект)
Практическая
работа (проект)
2
2
68часов
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
1.
1.
2.
Разделы и темы
Введение в учебный курс. Инструктаж по
охране труда.
Вводное занятие. Виды декоративноприкладного творчества.
Лоскутная пластика.
История лоскутной пластики.
Инструменты, материалы,
приспособления.
Техники и приёмы лоскутного шитья.
Коли
честв
о
часов
1
1
Дата
План
4.09
4.09
12
1
11.09
1
11.09
3.
4.
5-6
7-8
9-10
1112
2.
1-2
3-4
5-6
7-8
Ручные швы, их использование в
лоскутном шитье.
1
Машинные швы, их использование в
лоскутном шитье.
1
Изготовление изделий в технике
лоскутной пластики, аппликации.
Раскрой деталей.
2
Соединение деталей изделия лоскутной
пластики.
Обработка срезов изделия лоскутной
пластики.
Окончательная отделка и художественная
обработка изделий лоскутной пластики.
Обработка текстильных материалов.
Вышивка.
Ручные декоративные и простейшие
вышивальные швы.
2
Изготовление сувениров и игрушек из
фетра с использованием декоративных
швов. Изготовление выкроек. Раскрой
деталей.
Соединение деталей игрушек.
2
Декорирование игрушек с
использованием отделочных материалов
и ручных швов.
2
18.09
18.09
25.09
2
2
2.10
Факт
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
resh.edu.ru
Творчество.
(liveinternet.ru)
Творчество.
(liveinternet.ru)
Страна мастеров.
Техники: витраж,
коллаж, лепка,
мозаика,
торцевание и др.
(stranamasterov.ru)
Сообщество
учителей
технологии
(tehnologiya.ucoz.ru)
Сообщество
учителей
технологии
(tehnologiya.ucoz.ru)
Страна мастеров.
Техники: витраж,
коллаж, лепка,
мозаика,
торцевание и др.
(stranamasterov.ru)
Творчество.
(liveinternet.ru)
9.10
Творчество.
(liveinternet.ru)
16.10
Творчество.
(liveinternet.ru)
23.09
Сообщество
учителей
технологии
(tehnologiya.ucoz.ru)
12
2
6.11
2
13.11
Творчество.
(liveinternet.ru)
Творчество.
(liveinternet.ru)
resh.edu.ru
20.11
9-10
1112
3.
1.
2.
3-4
5-6
7-8
4.
1.
2.
3-4
5-6
7-8
9-10
1112
1314
5.
1.
2.
Вышивка атласными лентами.
Технология выполнения простейших
вышивальных швов атласными лентами.
Применение вышивки атласными
лентами в изделиях.
Техника «Канзаши».
История техники «канзаши».
Инструменты, материалы,
приспособления.
Изготовление изделий в технике
«канзаши». Раскрой деталей изделия.
Обработка деталей изделия в технике
«канзаши».
Соединение деталей изделия в технике
«канзаши».
Декорирование изделия в технике
«канзаши».
Валяние из шерсти.
История валяния из шерсти.
Инструменты, материалы,
приспособления.
2
Техники валяния. Особенности сухого и
мокрого валяния.
1
Изготовление изделий в технике мокрого
валяния.
Объемное валяние.
Шерстяная акварель. Подготовка к
работе, приемы работы.
Изготовление картины в технике
шерстяной акварели.
Изготовление картины в технике
шерстяной акварели.
Оформление готового изделия .
2
Вязание крючком.
История вязания. Инструменты и
материалы.
12
1
Приемы вязания крючком.
1
resh.edu.ru
27.11
2
4.12
8
1
11.12
1
2
2
2
11.12
18.12
25.12
15.01
14
1
22.01
22.01
2
2
2
2
2
29.01
5.02
12.02
19.02
Техники вязания крючком
Вязания квадрата, прямоугольника.
Вязание по кругу.
resh.edu.ru
Творчество.
(liveinternet.ru)
Сообщество
учителей
технологии
(tehnologiya.ucoz.ru)
Сообщество
учителей
технологии
(tehnologiya.ucoz.ru)
resh.edu.ru
resh.edu.ru
resh.edu.ru
Творчество.
(liveinternet.ru)
resh.edu.ru
12.03
2
2
2
Творчество.
(liveinternet.ru)
5.03
2.04
7-8
Творчество.
(liveinternet.ru)
Творчество.
(liveinternet.ru)
19.03
5-6
Творчество.
(liveinternet.ru)
26.02
12.03
3-4
resh.edu.ru
9.04
Сообщество
учителей
технологии
(tehnologiya.ucoz.ru)
Сообщество
учителей
технологии
(tehnologiya.ucoz.ru)
Сообщество
учителей
технологии
(tehnologiya.ucoz.ru)
Сообщество
учителей
технологии
(tehnologiya.ucoz.ru)
Сообщество
учителей
технологии
(tehnologiya.ucoz.ru)
9-10
Изготовление изделий в технике вязания.
2
1112
6.
Оформление готового изделия.
2
1.
2.
3-4
5-6
7-8
Работа с пластичной замшей
8
«Фоамиран»
Сведения из истории работы с
1
материалом. Виды и назначение изделий
из фоамирана.
Перечень материалов, инструментов и
1
приспособлений;
правила безопасной работы.
Технология работы с фоамираном.
Основные этапы изготовления изделий из
2
фоамирана
Изготовление декоративного украшения
из фоамирана. Оформление изделия из
2
фоамирана
Итоговое занятие.
2
16.04
Творчество.
(liveinternet.ru)
23.04
resh.edu.ru
30.04
30.04
Творчество.
(liveinternet.ru)
Творчество.
(liveinternet.ru)
resh.edu.ru
7.05
resh.edu.ru
14.05
21.05
resh.edu.ru