МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Хакасия Администрация Муниципального образования Бейского района МБОУ "Бондаревская СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Руководитель ШМО ________Шишлянникова Л.П. протокол заседания ШМО № 1 от «29» 08 2024 г. Заместитель директора по УВР ____________ Карташова Е.И. от «30» 08 2024г. Директор МБОУ "Бондаревская СОШ" ____________Кузьмичева Н.А. Приказ № 184 от «30» 08 2024г. Приложение к Дополнительной образовательной программе Рабочая программа курса дополнительного образования «Рукодельница» для обучающихся 5 – 8 классов Бондарево 2024-2025 учебный год Пояснительная записка Направленность программы – художественная. Профиль – декоративно-прикладное творчество. Вид деятельности – художественные работы. По форме организации – групповая. Срок реализации программы – 1 год. Недельная нагрузка на 1 год обучения – 2 часа в неделю, 68 часов Рабочая программа «Рукодельница» создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании». Рукоделие как вид декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественноэстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебнотворческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе. Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна народное мастерство передавалось из поколения в поколение. И в настоящее время занятия рукоделием возрождают былые традиции умельцев, привнося современные способы декоративно-прикладного искусства. Данная программа предполагает изучение различных видов рукоделия: цветы из бумаги, текстильная кукла, художественные ремесла( лоскутное шитье, вышивка, вязание крючком, вязание спицами). Направленность программы – художественная. На протяжении всей истории человечества народное искусство (рукоделие) было неотъемлемой частью культуры. Рукоделие влияет на формирование художественных вкусов и эстетических норм. Актуальность данной программы обусловлена тем, что она способствует повышению художественно – эстетической культуры, путем изготовления оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства. Не маловажно и то, что программа формирует мировоззрение учащихся о культурном наследии, как всего мира, так и русского народа. Данная программа способствует саморазвитию и самоопределению ученика в творческой деятельности, что является важным фактором социальной адаптации в современном обществе. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного, которое способно вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости. Данная программа курса «Рукодельница» поможет пробуждению интереса детей к новой деятельности, позволит и расширить знания, овладеть и совершенствовать умения и навыки по видам декоративно-прикладного искусства, рукоделию. Новизна. Отличительные особенности. Программа ориентирована на применение расширенного комплекса современного декоративно-прикладного творчества : цветы из бумаги, текстильная кукла, художественные ремесла ( лоскутное шитье, вышивка, вязание крючком). Это дает возможность раскрыть воспитанникам всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества. Программа направлена на: Создание условий для развития ребенка; Развитие мотивации к познанию и творчеству; Обеспечение эмоционального благополучия ребенка; Приобщение детей к общечеловеческим ценностям; Профилактика асоциального поведения; Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур; Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; Укрепление психического и физического здоровья; Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Форма занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, интегрированные, комбинированные. Методы обучения при организации занятий: Словесные (устное изложение, беседа, объяснение); Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ приемов работы, наблюдения, показ по образцу); Практические (тренировочные упражнения). Вся работа занятий построена так, чтобы ребята могли глубоко усвоить данную программу через метод проектного обучения – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблемы выбора творческой работы и направленности прикладного искусства. Объем программы: Недельная нагрузка на 1 год обучения – 2 часа в неделю, 68 часов Срок реализации: 1 год. Основная цель занятий – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по изготовлению оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства. Задачи кружка: 1. Сформировать у учащихся представление о различных видах рукоделия. 2. Развить необходимые практические умения и навыки по выполнению различных видов ручных и машинных работ. 3. Сформировать навыки, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельных работ. 4. Развивать индивидуальное творческое воображение и творческие способности. 5. Развивать коммуникативные способности воспитанников. 6. Сформировать у учащихся умения по комплексному использованию знаний по разным предметам. 7. Воспитывать умение работать в группах, чувство коллективизма. Способствовать эстетическому и духовно-нравственному воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства. Содержание курса внеурочной деятельности 1. Вводное занятие. История развития рукоделий. Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе декоративно- прикладного искусства в жизни. 2. Виды декоративно-прикладного творчества. Правила поведения, ознакомление с видами работ, выполняемых во время занятий. Виды декоративно-прикладного творчества и рассказ о каждом из них: изготовление игрушек и сувениров из ткани, лоскутная пластика («печворк»), ручная художественная вышивка, техника «канзаши», валяние из шерсти, шерстяная акварель. 1. Лоскутная пластика. Знакомство с различными видами декоративно- прикладного искусства нашего региона. Сведения из истории создания изделий из лоскута и аппликации. Возможности лоскутной пластики и аппликации. Материалы для лоскутной пластики, их подготовка к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для раскроя. Раскрой деталей изделия. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Техники обработки срезов изделия. Декорирование изделий. 2. Обработка текстильных материалов. Вышивка. Сведения из истории. Вышивка простейшими швами. Технология выполнения вышивальных швов. Способы украшения изделий вышивальными швами. Изготовление поделок - сувениров, мягкой игрушки, кукол из фетра, с применением различных вышивальных, декоративных швов. Изготовление новогодних сувениров и игрушек из фетра с использованием вышивальных швов. 3. Техника «Канзаши». Сведения из истории данной техники. Введение, инструменты, материалы, организация рабочего места, правила безопасности. Изготовление отдельных элементов изделий в технике «канзаши». Соединение отдельных элементов изделия в композицию. Изготовление цветов разных видов из атласных ленточек. Изготовление сувениров, брошей и заколок в технике «канзаши». Оформление готовых изделий, декор. 4.Валяние. Сведения из истории этой техники. Виды валяния и шерстяная акварель. Материалы и инструменты, приспособления для валяния. Технология выполнения сухого и мокрого валяния. Особенности технологического процесса при валянии. Особенности ухода за изделиями из шерсти. Плоское послойное валяние. Объемное валяние. Изготовление отдельных элементов изделия. Соединение отдельных элементов в изделие. Валяние простейших изделий из шерсти и их декор. 5. Вязание крючком. Сведения из истории этой техники. Инструменты и материалы для вязания. Техники вязания крючком. Вязание полотна в разных техниках. Вязание по кругу. Изготовление изделий в простых техниках вязания. Изготовление изделий вязаных крючком по схемам. Соединение деталей в сложных изделиях и окончательное оформление изделий. 6.Работа с пластичной замшей «Фоамиран». Сведения из истории этой техники. Виды материала и инструментов, приспособлений для работы. Правила безопасной работы Виды и назначение изделий из фоамирана, основные этапы изготовления изделий из фоамирана. Технология работы с фоамираном. Сборка изделий из фоамирана. Изготовление декоративных украшений из этого материала. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1. Личностные результаты Личностными результатами освоения программы являются: проявление познавательных интересов и активности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. 2. Метапредметные результаты Метапредметными результатами являются: алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; поиск новых решений возникшей технологической или организационной проблемы; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий; моделирование объектов и технологических процессов; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. 3. Предметные результаты Предметными результатами являются: В познавательной сфере: рациональное использование технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; владение алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; владение кодами и методами чтения и способами графического представления информации; В трудовой сфере: планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда; подбор и применение инструментов, приборов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов в технологических процессах с учетом областей их применения; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; документирование результатов труда и проектной деятельности; В мотивационной сфере: оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: дизайнерское проектирование изделия; моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ; эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; В коммуникативной сфере: оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; В физиолого-психологической сфере: развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций. Тематическое планирование № п/п Разделы и темы Форма проведения 1. Введение в учебный курс. Инструктаж по охране труда. лекция Кол-во часов по теме 1 2. Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества. Лоскутная пластика. лекция 1 1. История лоскутной пластики. Инструменты, материалы, приспособления. Лекция, демонстрация 1 2. Техники и приёмы лоскутного шитья. Демонстрация ,практическая работа 1 3. Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. 1 4. Машинные швы, их использование в лоскутном шитье. 5-6 7-8 Изготовление изделий в технике лоскутной пластики, аппликации. Раскрой деталей. Соединение деталей изделия лоскутной пластики. Демонстрация практическая работа Демонстрация практическая работа Мастер-класс Демонстрация практическая работа (проект) 2 9-10 Обработка срезов изделия лоскутной пластики. 2 11-12 Окончательная отделка и художественная обработка изделий лоскутной пластики. Демонстрация практическая (проект) Демонстрация практическая работа (проект) 2. Обработка текстильных материалов. Вышивка. 1-2 Ручные декоративные и простейшие вышивальные швы. 3-4 Изготовление сувениров и игрушек из фетра с использованием декоративных швов. Изготовление выкроек. Раскрой деталей. Соединение деталей игрушек. 1. 5-6 7-8 9-10 Декорирование игрушек с использованием отделочных материалов и ручных швов. Вышивка атласными лентами. Технология выполнения простейших вышивальных швов атласными лентами. 11-12 Применение вышивки атласными лентами в изделиях. 3. 1. Техника «Канзаши». История техники «канзаши». Инструменты, материалы, приспособления. 12 1 2 2 12 Демонстрация, лекция Мастер-класс 2 Практическая работа Мастер-класс 2 Демонстрация, практическая работа Практическая работа( проект) 2 лекция 2 2 2 8 1 3-4 Изготовление изделий в технике «канзаши». Раскрой деталей изделия. Обработка деталей изделия в технике «канзаши». 5-6 Соединение деталей изделия в технике «канзаши». 7-8 Декорирование изделия в технике «канзаши». 4. Валяние из шерсти. 1. лекция 1 2. История валяния из шерсти. Инструменты, материалы, приспособления. Техники валяния. Особенности сухого и мокрого валяния. демонстрация 1 3-4 Изготовление изделий в технике мокрого валяния. Мастер-класс 2 5-6 Объемное валяние. Демонстрация, практическая работа 2 7 -8 Шерстяная акварель. Подготовка к работе, приемы работы. Практическая работа. 2 9 -12 Изготовление картины в технике шерстяной акварели. 4 13-14 Оформление готового изделия . Практическая работа. (проект) Практическая работа 5. 1. Вязание крючком. История вязания. Инструменты и материалы. 2. 3-4 Приемы вязания крючком. Техники вязания крючком 5-6 Вязания квадрата, прямоугольника. 7-8 Вязание по кругу. 9-10 Изготовление изделий в технике вязания. 11-12 Оформление готового изделия. 6. Работа с пластичной замшей «Фоамиран» 1. Сведения из истории работы с материалом. Виды и назначение изделий из фоамирана. Перечень материалов, инструментов и приспособлений; правила безопасной работы. Технология работы с фоамираном. 2. 2. 3-4 Мастер- класс 1 Практическая работа Демонстрация, практическая работа (проект) Демонстрация, практическая работа (проект) 2 2 2 14 лекция 2 12 1 Демонстрация Демонстрация, практическая работа. Демонстрация, практическая работа. Демонстрация, практическая работа. 1 2 Практическая работа( проект) Практическая работа( проект) 2 2 2 2 8 лекция 1 Лекция, демонстрация Демонстрация, практическая работа 1 2 5-6 Основные этапы изготовления изделий из фоамирана. 7-8 Изготовление декоративного украшения из фоамирана. Оформление изделия из фоамирана Итого: Практическая работа (проект) Практическая работа (проект) 2 2 68часов Календарно-тематическое планирование № п/п 1. 2. 1. 1. 2. Разделы и темы Введение в учебный курс. Инструктаж по охране труда. Вводное занятие. Виды декоративноприкладного творчества. Лоскутная пластика. История лоскутной пластики. Инструменты, материалы, приспособления. Техники и приёмы лоскутного шитья. Коли честв о часов 1 1 Дата План 4.09 4.09 12 1 11.09 1 11.09 3. 4. 5-6 7-8 9-10 1112 2. 1-2 3-4 5-6 7-8 Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. 1 Машинные швы, их использование в лоскутном шитье. 1 Изготовление изделий в технике лоскутной пластики, аппликации. Раскрой деталей. 2 Соединение деталей изделия лоскутной пластики. Обработка срезов изделия лоскутной пластики. Окончательная отделка и художественная обработка изделий лоскутной пластики. Обработка текстильных материалов. Вышивка. Ручные декоративные и простейшие вышивальные швы. 2 Изготовление сувениров и игрушек из фетра с использованием декоративных швов. Изготовление выкроек. Раскрой деталей. Соединение деталей игрушек. 2 Декорирование игрушек с использованием отделочных материалов и ручных швов. 2 18.09 18.09 25.09 2 2 2.10 Факт Электронные цифровые образовательн ые ресурсы resh.edu.ru Творчество. (liveinternet.ru) Творчество. (liveinternet.ru) Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. (stranamasterov.ru) Сообщество учителей технологии (tehnologiya.ucoz.ru) Сообщество учителей технологии (tehnologiya.ucoz.ru) Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. (stranamasterov.ru) Творчество. (liveinternet.ru) 9.10 Творчество. (liveinternet.ru) 16.10 Творчество. (liveinternet.ru) 23.09 Сообщество учителей технологии (tehnologiya.ucoz.ru) 12 2 6.11 2 13.11 Творчество. (liveinternet.ru) Творчество. (liveinternet.ru) resh.edu.ru 20.11 9-10 1112 3. 1. 2. 3-4 5-6 7-8 4. 1. 2. 3-4 5-6 7-8 9-10 1112 1314 5. 1. 2. Вышивка атласными лентами. Технология выполнения простейших вышивальных швов атласными лентами. Применение вышивки атласными лентами в изделиях. Техника «Канзаши». История техники «канзаши». Инструменты, материалы, приспособления. Изготовление изделий в технике «канзаши». Раскрой деталей изделия. Обработка деталей изделия в технике «канзаши». Соединение деталей изделия в технике «канзаши». Декорирование изделия в технике «канзаши». Валяние из шерсти. История валяния из шерсти. Инструменты, материалы, приспособления. 2 Техники валяния. Особенности сухого и мокрого валяния. 1 Изготовление изделий в технике мокрого валяния. Объемное валяние. Шерстяная акварель. Подготовка к работе, приемы работы. Изготовление картины в технике шерстяной акварели. Изготовление картины в технике шерстяной акварели. Оформление готового изделия . 2 Вязание крючком. История вязания. Инструменты и материалы. 12 1 Приемы вязания крючком. 1 resh.edu.ru 27.11 2 4.12 8 1 11.12 1 2 2 2 11.12 18.12 25.12 15.01 14 1 22.01 22.01 2 2 2 2 2 29.01 5.02 12.02 19.02 Техники вязания крючком Вязания квадрата, прямоугольника. Вязание по кругу. resh.edu.ru Творчество. (liveinternet.ru) Сообщество учителей технологии (tehnologiya.ucoz.ru) Сообщество учителей технологии (tehnologiya.ucoz.ru) resh.edu.ru resh.edu.ru resh.edu.ru Творчество. (liveinternet.ru) resh.edu.ru 12.03 2 2 2 Творчество. (liveinternet.ru) 5.03 2.04 7-8 Творчество. (liveinternet.ru) Творчество. (liveinternet.ru) 19.03 5-6 Творчество. (liveinternet.ru) 26.02 12.03 3-4 resh.edu.ru 9.04 Сообщество учителей технологии (tehnologiya.ucoz.ru) Сообщество учителей технологии (tehnologiya.ucoz.ru) Сообщество учителей технологии (tehnologiya.ucoz.ru) Сообщество учителей технологии (tehnologiya.ucoz.ru) Сообщество учителей технологии (tehnologiya.ucoz.ru) 9-10 Изготовление изделий в технике вязания. 2 1112 6. Оформление готового изделия. 2 1. 2. 3-4 5-6 7-8 Работа с пластичной замшей 8 «Фоамиран» Сведения из истории работы с 1 материалом. Виды и назначение изделий из фоамирана. Перечень материалов, инструментов и 1 приспособлений; правила безопасной работы. Технология работы с фоамираном. Основные этапы изготовления изделий из 2 фоамирана Изготовление декоративного украшения из фоамирана. Оформление изделия из 2 фоамирана Итоговое занятие. 2 16.04 Творчество. (liveinternet.ru) 23.04 resh.edu.ru 30.04 30.04 Творчество. (liveinternet.ru) Творчество. (liveinternet.ru) resh.edu.ru 7.05 resh.edu.ru 14.05 21.05 resh.edu.ru