МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Хакасия Администрация муниципального образования Бейский район МБОУ "Бондаревская СОШ " РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО Заместитель директора по ________________________ УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ "Бондаревская СОШ" ________________________ Шишлянникова Л.П ________________________ Протокол№1 от «28» Карташова Е.И. Кузмичева Н.А. августа 2024 г. Протокол№1 от «28» авгута Приказ№150 от «29» августа 2024 г. 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМИСОЛЬКА» Бондарево 2024 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа «Домисолька» относится к художественно – эстетической направленности, так как осуществляет образовательную и воспитательную деятельность детей и требует от ребёнка большой творческой активности и умственного напряжения: он учится сравнивать своё пение с исполнением других детей, стремится повысить свой уровень. Воспитание подрастающего поколения - многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей и подростков. Одной из важных форм является влияние на духовное воспитание личности посредством занятий в музыкальных коллективах. Музыка во внешкольных учреждениях - источник особой детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности - раскрывает себя, свой творческий потенциал. Музыка учит мыслить и глубже чувствовать, делает ребёнка лучше, чище, счастливее. И именно под воздействием музыкального воспитания способны раскрыться творческие способности детей. Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни. Но, к сожалению, изучение музыки в рамках школьной программы не дает возможности более глубокого представления о музыке, как виде искусства. Программа «Домисолька» является актуальной в данное время, так как обучает ребенка умению слушать музыку и размышлять о ней, развивает музыкальные способности и воображение, вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, порой убеждает его сильнее, чем полученная другим способом информация. Огромный интерес вызывает у детей вокальное пение. Оно развивает музыкальный ритм, память, вырабатывает исполнительские навыки. Пение- это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Отличительной особенностью программы является то, что на занятиях обучающиеся знакомятся с различными видами музыкальной деятельности, где приобретают определенные знания и умения. Содержание программы учитывает последовательность и систематичность обучения, с учётом возрастных особенностей, а также индивидуальность в творческом развитии личности. Программа «Домисолька» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. 34 часа в год. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Предметными результатами являются: - овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; - овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края. Регулятивные: У ученика будут сформированы: - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; - выполнять действия в устной форме; - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности. Выпускник получит возможность для формирования: - понимать смысл инструкции учителя и заданий; - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; - выполнять действия в опоре на заданный ориентир; - выполнять действия в громкоречевой форме. Познавательные: У ученика будут сформированы: - осуществлять поиск нужной информации; - расширять свои представления о музыке; - ориентироваться в способах решения исполнительской задачи; - использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма; - читать простое схематическое изображение; - различать условные обозначения; - сравнивать разные части музыкального текста; - соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. Выпускник получит возможность для формирования: - осуществлять поиск нужной дополнительной информации; - работать с дополнительными текстами и заданиями; - соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия); - соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения. Коммуникативные: У ученика будут сформированы: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; - исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; - следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности. Выпускник получит возможность для формирования: - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; - следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности; - понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; - контролировать свои действия в групповой работе; - проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки. Личностные: У ученика будут сформированы: - эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения; - эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой; - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; - уважение к чувствам и настроениям другого человека. Выпускник получит возможность для формирования: - понимания значения музыкального искусства в жизни человека; -нравственно-эстетических переживаний музыки; - начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений; - первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкальноисполнительской деятельности; - эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни. III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 3-4 класс № п/п Тема раздела Содержание тем учебного курса Кол-во часов 1 Музыкальна Система записи музыкальных звуков. Нотная я грамота грамота- скрипичный ключ, ноты, нотоносец. Основные нотные обозначения. 15 2 Музыкальны Жанры в музыке. Музыкальный язык песни. е жанры Музыкальная интонация как основа музыкального искусства. Общее и особенности в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строении. Виды музыки - вокальная, инструментальная. Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. 14 Практическая часть: «Эти разные марши», «Танцы, танцы, танцы» 3 Воспитатель нопознаватель ные мероприятия Музыкальные стили и направления. Музыка далёкого прошлого. Концертный зал- симфония, концерт, опера, балет. Практическая часть: «Мультпарад», «Под знаком Зодиака» IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-4 класс № п\п Наименование разделов Кол-во часов 1 Музыкальная грамота. 15 2 Музыкальные жанры. 14 3 Воспитательно-познавательные мероприятия. 5 Всего: 34 5 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3-4 класс № Дата план Тема раздела/ урока факт Кол. час. Музыкальная грамота 15 1 06.09 Система записи музыкальных звуков. 1 2 13.09 Что входит в понятие нотной грамоты. 1 3 20.09 Нотная грамота - скрипичный ключ, ноты, нотоносец. 1 4 27.09 Нотная грамота - скрипичный ключ, ноты, нотоносец. 1 5 04.10 Нотная грамота - скрипичный ключ, ноты, нотоносец. 1 6 11.10 Основные нотные обозначения. 1 7 18.10 Звукоряд 1 8 25.10 Нотный стан 1 9 08.11 Длительность нот. 1 10 15.11 Длительность нот. 1 11 22.11 Музыкальное время. Такты. 1 12 29.11 Числовой размер. 1 13 06.12 Низкие и высокие ноты 1 14 13.12 Громкость музыкального звука. 1 15 20.12 Мажор и минор. 1 Музыкальные жанры 14 16 27.12 Жанры в музыке. 1 17 10.01 Музыкальный язык песни. 1 18 17.01 Музыкальная интонация как основа музыкального искусства. 1 19 24.01 Общее и особенности в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строении. 1 20 31.01 Виды музыки. Вокальная музыка. 1 21 07.02 Виды музыки. Инструментальная музыка. 1 22 14.02 Композитор как создатель музыки. 1 23 28.02 Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. 1 24 07.03 Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. 1 25 14.03 Знакомство с произведениями различных жанров. 1 26 21.03 Знакомство с манерой исполнения. 1 27 04.04 Сценическая культура. 1 28 11.04 «Эти разные марши» 1 29 18.04 «Танцы, танцы, танцы» 1 Воспитательно-познавательные мероприятия 5 30 25.04 Музыкальные стили и направления. 1 31 26.04 Музыка далёкого прошлого. 1 32 16.05 Концертный зал- симфония, концерт, опера, балет. 1 33 23.05 «Мультпарад» 1 34 30.05 «Под знаком Зодиака» 1