Адаптированная рабочая программа по природоведению 6 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Бондаревская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол от 29.08.2024г. № 1
Руководитель ШМО
Шишлянникова Л.П.

СОГЛАСОВАНО
с заместителем директора
по УВР Карташовой Е.И.
«30 » августа 2024 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Бондаревская СОШ
Кузьмичевой Н.А.
№ 184 от «30 » августа 2024 г.

Приложение к Адаптированной образовательной
программе
основного общего образования

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Природоведение
для 5-6 класса

Рабочую программу составила:
Богданова И.П.
учитель биологии

2024— 2025 учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» 5-6 класс,
Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися с
легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки. К ним относятся:
• осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
• формирование уважительного отношение к культуре других народов;
• формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
• развитие элементарных навыков самостоятельности;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
• воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
• формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные
вещества, инфекционные заболевания).
Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с легкими
и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и
готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Минимальный уровень
- узнавание и называние изученных
объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных
объектов, их роли в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к
определенным группам (осина - лиственное
дерево леса);
- называние сходных объектов, отнесенных
к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
- соблюдение режима дня, правил личной
гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значение в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил
безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под
контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы,
проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога

Достаточный уровень
- узнавание и называние изученных
объектов
в
натуральном
виде
в
естественных условиях; - знание способов
получения необходимой информации об
изучаемых объектах по заданию педагога;
- представления о взаимосвязях между изученными
объектами,
их
месте
в
окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к
определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер —
травянистое
дикорастущее
растение;
растение луга; кормовое растение; медонос;
растение, цветущее летом);
- называние сходных по определенным
признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других
источников; объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп
объектов; знание и соблюдение правил
безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного;

проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем
объекте;
- выполнение здания без текущего контроля
учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка
своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения,
понимание
замечаний,
адекватное
восприятие похвалы;
- совершение действий по соблюдению
санитарно-гигиенических
норм
в
отношении изученных объектов и явлений;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по уходу за
комнатными и культурными растениями.
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психофизического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни(под
контролем взрослого);
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» 5-6 класс,
Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек», «Есть
на Земле страна Россия».
5 класс.
Введение
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.
Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.
Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца.
Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.
Соотношение воды и суши на Земле.
Воздух и его охрана.
Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства,
значение. Способы добычи.
Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Обозначение морей и океанов на карте.
Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва (охрана почвы). Свойства почвы.
Есть на Земле страна - Россия
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России.
Столица Москва.
Санкт-Петербург.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или
другие города по усмотрению учителя).
Золотое
кольцо.
Древние
русские
города.
Исторические
и
культурные
достопримечательности.
Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и
своего края.
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира
России и своего края.
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности.
Занятия населения. Ведущие предприятия.
6 класс
Введение
Растительный мир Земли
Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза,
клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник,
жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места
произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные
растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения.Красная книга).
Практические работы:
Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений.
Изготовление гербариев отдельных растений.
Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена года. Игры на
классификацию растений по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь.
Приготовление отвара лекарственных трав.
Экскурсии в парк, сквер.
Животный мир Земли
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
(млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская
свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Человек
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах,
ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

Тематическое планирование по «Природоведение» 5 класс

№

Главы, темы.

Количест
во часов
2
6
9
14
13
7
12
5
68

1 Введение.
2 Вселенная
3 Воздух и его охрана.
4 Полезные ископаемые.
5 Вода.
6 Поверхность суши. Почва
7 Есть на Земле страна - Россия
8 Повторение. Обобщение
всего

Тематическое планирование по «Природоведение» 6 класс
№
1
2
3
4
5
всего

Главы, темы.
Введение
Растительный мир Земли
Животный мир Земли
Человек
Повторение. Обобщение

Количество
часов
8
16
29
12
3
68

Календарно - тематическое планирование
учебного предмета «Природоведение» 5 класс
№
тема
Виды учебной
Кол-во
п/п
деятельности
часов Дата проведения
план
факт
Введение
2
1.
1
02.09
Что изучает природоведение?
Правила работы с
2.
1
06.09
Дом, в котором мы живем.
учебником,
6
Вселенная
3.
Предметы и явления неживой и живой природы.
1
09.09
Небесные тела: планеты, звезды
Правила работы с
4.
1
13.09
учебником, с
Экскурсия
тетрадью. Работа
5.
Солнце. Солнечная система. Исследование
1
16.09
со схемой
космоса.
«Небесные тела:
6.
1
20.09
планеты, звезды».
Полеты в космос.
7.

Смена дня и ночи.

8.

Смена времен года.

Беседа.
Работа с учебным
текстом, с
иллюстрациями

23.09

1

27.09

9

Воздух и его охрана.
9.

1

Планета Земля. Оболочки Земли.

1

30.09

10.

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

04.10

11.

Свойства воздуха.

1

07.10

12.

Давление и движение воздуха.

1

11.10

1

14.10

1

18.10

1

21.10

1

25.10

1

08.11

13.

Температура воздуха. Термометр.

14.

Движение воздуха в природе. Ветер.

15.

Воздух, его состав. Кислород, его значение и
применение

16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.

Углекислый газ, его значение. Охрана воздуха
Полезные ископаемые. Виды, способы добычи
Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые в качестве строительных
материалов. Гранит. Известняк.
Песок. Глина
Горючие полезные ископаемые. Торф.
Каменный уголь
Добыча и использование каменного угля.
Нефть.

Правила работы с
учебником, с
тетрадью. Работа
со схемой
«Живая и неживая
природа».
Беседа.
Работа с учебным
текстом, с
иллюстрациями

14
Правила работы с
учебником, с
тетрадью. Работа
со схемой
«Живая и неживая
природа».
Беседа.
Работа с учебным
текстом, с
иллюстрациями

1

11.11

1

15.11

1

18.11

1

22.11

1

25.11

1

29.11

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Добыча нефти и её использование.
Природный газ. Добыча и использование
Черные металлы. Сталь. Чугун.
Цветные металлы. Алюминий.
Цветные металлы. Медь.
Драгоценные металлы
Охрана полезных ископаемых.
Обобщающий урок «полезные ископаемые»

1

02.12

1

06.12

1

09.12

1

13.12

1

16.12

1

20.12

1

23.12

1

27.12
13

Вода
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

Вода в природе. Её роль в питании организмов.
Свойства воды.
Растворимые и нерастворимые вещества.
Питьевая вода.
Прозрачная и мутная вода. Очистка воды.
Три состояния воды.
Расширение воды при нагревании и сжатие при
охлаждении. Замерзание.
Работа воды в природе.
Значение воды в природе и использование
человеком.
Вода в природе. Круговорот воды.
Воды суши: реки, ручьи.
Озёра, пруды, болота, водохранилища.
Моря и океаны.
Охрана воды.

Правила работы с
учебником, с
тетрадью. Работа
со схемой
«Живая и неживая
природа».
Беседа.
Работа с учебным
текстом, с
иллюстрациями

1

28.12

1

10.01

1

13.01

1

17.01

1

20.01

1

24.01

1

27.01

1

31.01

1

03.02

1

07.02

1

10.02

1

14.02

1

17.02
7

Поверхность суши. Почва
45.

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги

46.

Поверхность суши. Горы.

47.

Почва - верхний слой земли. Состав почвы.

48.

Разнообразие почв.

49.

Плодородие. Обработка почвы.

50.

Охрана почвы.

Правила работы с
учебником, с
тетрадью. Работа
со схемой
«Живая и неживая
природа».
Беседа.
Работа с учебным
текстом, с
иллюстрациями

1

21.02

1

24.02

1

28.02

1

03.03

1

07.03

1

10.03

51.

1

Обобщающий урок на тему: «Поверхности суши.»

14.03
12

Есть на Земле страна - Россия
52.

Место России на земном шаре. Знакомство с
картой.

1

17.03

53.

Моря и океаны, омывающие берега России.

1

21.03

54.

Равнины и горы на территории нашей страны.

1

31.04

55.

Реки и озёра России.

1

04.04

56.

Москва — столица России

1

07.04

57.

Достопримечательности Москвы.

1

11.04

58.

Санкт-Петербург

1

14.04

59.

Города Золотого кольца России. Ярославль,
Владимир; Ростов Великий.
Итоговая контрольная работа за курс
5 класса

1

18.04

1

21.04

60.

Правила работы с
учебником, с
тетрадью. Работа
со схемой
«Живая и неживая
природа».
Беседа.
Работа с учебным
текстом, с
иллюстрациями

61.

Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

25.04

62.

Новосибирск, Владивосток. Население нашей
страны.

1

26.04

63.

Экскурсия по с. Бондарево.

1

28.04

Повторение. Обобщение

5

64.

Обобщающий урок на тему: «Неживая природа»

1

65.

Повторение темя «Оболочки Земли –Литосфера»

1

12.05

66.

Повторение темя «Оболочки Земли – Атмосфера»

1

16.05

67.

Повторение темя «Оболочки Земли –
Гидросфера»
Экскурсия в школьный сад.

1

19.05

1

23.05

68.

05.05

Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Природоведение» 6 класс.
№
Тема урока

уро
ка

К.
ч.

Виды учебной деятельности

Дата проведения
план

Введение (1 час)
1 различать живую и неживую
природу

1.

Живая природа: растения, животные,
человек.
Растительный мир Земли (17 ч.)

2

Разнообразие растительного мира.

3

Среда обитания растений.

4

Строение растений.

1

знать части растений

13.09

5

Деревья, кустарники, травы.

1

16.09

6

Лиственные растения.

1

Хвойные деревья.

1

Дикорастущие кустарники.

1

Культурные кустарники.

1

Травы.

1

различать дикорастущие и
культурные растения
уметь называть представителей
растительного мира
уметь называть представителей
растительного мира
уметь называть представителей
растительного мира
знать простейшую классификацию
растений
знать названия растений

Декоративные растения.

1

07.10

Лекарственные растения.

1

Комнатные растения. Уход за комнатными
растениями.
Комнатные растения: герань, бегония,
фиалка, традесканция.
Растительный мир разных районов Земли.

1

Растения нашей страны.

1

уметь называть некоторые
лекарственные растения
знать некоторые комнатные
растения, уметь ухаживать за ними
знать простейшую классификацию
растений
знать правила ухода и содержания
комнатных растений
Знать растения разных районов
Земли, нашей страны и своей
местности

Растения своей местности: дикорастущие и
культурные.
Красная книга России и своей области.

1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

1
1

1
1

знать простейшую классификацию
растений

02.09

06.09
09.09

20.09
23.09
27.09
30.09
04.10

11.10
14.10
18.10
21.10
25.10
08.11

1

Знать растения Красной книги

11.11

Разнообразие животного мира.

1

15.11

Среда обитания животных. Животные
суши и водоемов.
Животные: насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие.
Насекомые.

1

знать простейшую классификацию
животных
различать животных суши и
водоемов
знать простейшую классификацию
животных

Животный мир (34 ч.)
19
20
21
22
23
24

1

1
различать насекомых

18.11
22.11
25.11

Бабочки, стрекозы, жуки.

1

29.11

Кузнечики, муравьи, пчелы.

1

02.12

факт

25

Рыбы.

1

26

Морские и речные рыбы.

1

27

Земноводные. Лягушки. Жабы.

1

Различать земноводных

13.12

28

1

Различать пресмыкающихся

16.12

29

Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы,
крокодилы.
Птицы.

1

Различать птиц

20.12

30

Ласточки, скворцы, снегири, орлы.

1

23.12

31

Лебеди, журавли, чайки.

1

27.12

32

Птицы своего края.

1

28.12

33

Млекопитающие.

1

34

Млекопитающие суши.

1

35

Млекопитающие морей и океанов.

1

36

Домашние животные в городе и деревне.

1

37

Сельскохозяйственные животные: лошади.

1

38

Сельскохозяйственные животные: коровы.

1

27.01

39

Сельскохозяйственные животные: козы,
овцы, свиньи.
Домашние птицы: куры, утки, индюки.

1

31.01

1

03.02

1

42

Уход за животными в живом уголке или
дома.
Аквариумные рыбки.

43

Канарейки, попугаи.

1

44

Морские свинки, хомяки, черепахи.

1

17.02

45

Домашние кошки.

1

21.02

46

Собаки.

1

24.02

47

Животные холодных районов Земли.

1

28.02

48

Животные умеренного пояса.

1

03.03

49

Животные жарких районов Земли.

1

07.03

50

Животный мир нашей страны.

1

10.03

51

Охрана животных. Заповедники. Красная
книга России.
Животные вашей местности. Красная книга
области.
Человек (13 ч.)

1

14.03

1

17.03

Как устроен наш организм.

1

40
41

52

53

1

Различать рыб

06.12
09.12

знать простейшую классификацию
животных
различать животных суши и
водоемов

10.01
13.01
17.01

знать правила ухода и содержания
домашних питомцев
Различать сельскохозяйственных
животных и дома

знать правила ухода и содержания
домашних питомцев домашних птиц
уметь различать и называть
представителей животного мира
разных областей Земли

Знать устройство нашего организма

20.01
24.01

07.02
10.02
14.02

21.03

54

Как работает наш организм.

1

55

Здоровый образ жизни человека.

1

56

Осанка.

1

57

Органы чувств.

1

58

Правила гигиены и охрана органов чувств.

1

59

Здоровое питание.

1

60

Итоговая контрольная работа за курс
6 класса

61

Дыхание. Органы дыхания. Гигиена
дыхания.
Оказание первой медицинской помощи.
Профилактика простудных заболеваний.
Обращение за медицинской помощью.
Специализация врачей.

1

1

65

Медицинские учреждения нашего города
Абакана
Медицинские учреждения нашего села,
района.
Повторение (3 ч.)

66

Обобщающий урок. Неживая природа.

1

67

Обобщающий урок. Живая природа.

1

19.05

68

Обобщающий урок. Живая природа

1

23.05

62

63
64

Сформировать представление о
работе нашего организма
Сформировать представление о
здоровом образе жизни
Сформировать представление о
формировании осанки
Сформировать представление об
органах чувств и правилах их
гигиены.
Сформировать представление о
здоровом образе жизни
Расширить знания о продуктах
питания

31.04
04.04
07.04
11.04
14.04
18.04
21.04

1

1

1

Сформировать представление об
органах дыхания.
Сформировать представления о
правилах оказания первой мед
помощи
Формирование представление о
специализации врачей.
Расширить представления о
медицинских учреждениях
Расширить представления о
медицинских учреждениях

25.04

Обобщить и закрепить знания о
неживой природе.

16.05

26.04
28.04
05.05
12.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».