МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Хакасия Администрация муниципального образования Бейский район МБОУ "Бондаревская СОШ " РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ "Бондаревская СОШ" Шишлянникова Л.П ________________________ ________________________ Протокол№1 от «28» Карташова Е.И. Кузмичева Н.А. августа 2024 г. Протокол№1 от «28» авгута Приказ№150 от «29» 2024 г. августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Рабочая программа курса «РИТМИКА» Бондарево 2024 Пояснительная записка: В системе проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования. Преподавание ритмики в образовательном учреждении с обучающимися с умственной отсталостью обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается нарушение двигательных функций. Важной задачей, имеющей коррекционное значение, является развитие музыкально-ритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно происходит эмоционально-эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, дают возможность переключаться с одного вида движения на другой, а также занятия оказывают влияние на личностный облик детей: у них формируется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий внеурочной деятельности «Ритмика» составлена на основе: 1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», 3. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования». 4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682). 5. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679). 6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993). 7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор А.А. Айдарбекова., допущенной Министерством образования РФ. Издательство М.: «Просвещение», 2013 г. Цель предмета: исправление недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Задачи: o развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни, укрепление физического и психического здоровья детей. o развитие общей и речевой моторики, o эмоционально-волевое развитие учащихся, o воспитание нравственности, дружелюбия, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности. Методы и формы обучения, используемые современные образовательные технологии. Методы ведения учебных занятий курса различны и зависят от вида проведения, как урока, так и его части, и могут быть следующими: o Словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание, разъяснения, оценка. o Практические: показ учителя, совместное выполнение данного движения, индивидуальная работа учащихся, коллективная работа всем классом. o Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов. o Заучивание считалок, попевок, песен, проговаривание отдельных слов и предложений. o Игровые ситуации, имитационные движения, упражнения. Формы занятий: o ритмопластика и ритмическая гимнастика; o логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение); o психогимнастика под музыку; o корригирующие игры с пением; o коррекционные подвижные и пальчиковые игры; o коммуникативные танцы; o хореографические этюды с предметами и без предметов; o элементы музицирования; o импровизация; o ритмический диктант; Во время проведения занятий используются здоровье сберегающие технологии: (уровневая дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, релаксация, рациональное дыхание, конкретные, доступные для выполнения задачи, соотношение статического и динамического компонента урока. рациональность использования оптимального времени урока (3-25-я мин.), размещение учащихся в зале с учетом их особенностей здоровья (нарушения зрения, осанки, рост), активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока. интерес к теме или уроку. распределение психической и физической нагрузки, облегченная одежда, проветривание, влажная уборка. В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью: Предметных результатов: Минимальный уровень: o уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; o различать двухчастную и трехчастную форму в музыке; o отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски; o различать основные характерные движения некоторых народных танцев. Достаточный уровень: o знать основные позиции ног и рук, использовать их при выполнении упражнений; o уметь самостоятельно ориентироваться в пространстве, перестраиваться по требованию учителя в шеренгу, колонну, круг; o знать основные элементы танцев, разученных в течение периода обучения, танцевальные движения, а также использовать их при самостоятельном составлении небольших танцевальных композиций; o уметь самостоятельно составлять ритмические рисунки и исполнять их на музыкальных инструментах. Основные разделы программы № Тема раздела п.п. 1 Упражнения на ориентировку в пространстве. Форма Ожидаемый результат Групповое 1 уровень - знать все пространственные занятие понятия; знать правила работы в группе; 2 уровень - четко, организованно перестраиваться; 3 уровень - самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой; 2 Ритмикогимнастические упражнения. 3 Упражнения на движения, координированные музыкой. 4 Игры под музыку. 5 Танцевальные упражнения. Групповое 1 уровень – знать названия всех занятие упражнений и особенности их выполнения; 2 уровень – выполнять упражнения с соблюдением всех правил; 3 уровень – правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега и упражнений в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; Групповое 1 уровень – знать характер музыкального занятие произведения, знать понятие «ритмический рисунок»; знать двухчастную и трехчастную формы музыки; 2 уровень – уметь различать двухчастную и трехчастную формы музыки, 3 уровень – передавать в движении ритмический рисунок мелодии; Групповое 1 уровень – знать правила игр; занятие 2 уровень – быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски; 3 уровень – играть, соблюдая правила; Групповое 1 уровень – знать названия движений народного танца, отмечать в движении занятие ритмический рисунок, акцент, различать основные характерные движения некоторых народных танцев; 2 уровень – самостоятельно менять движение, в соответствии с музыкальным сопровождением; 3 уровень – самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; Достижение личностных результатов: o ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; o развитие двигательной активности; o формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала; o осознавать роль танца в жизни; o понимание красоты в танцевальном искусстве, в окружающем мире o развитие танцевальных навыков, o развитие потребности и начальных умений выражать себя в доступных видах деятельности, o расширение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, o освоение умения взаимодействовать в различных ситуациях, o способность понимать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения; o способность организовывать свою деятельность,оценивать достигнутые результаты. Достижение базовых учебных действий: - познавательных учебных действий: o определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; o умение ставить и формулировать проблемы; o навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. - регулятивных учебных действий: o использование речи для регуляции своего действия; o адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; o умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; - коммуникативных учебных действий: o работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; o обращаться за помощью; o предлагать помощь и сотрудничество; o слушать собеседника; o договариваться и приходить к общему решению; o формулировать собственное мнение и позицию; o осуществлять взаимный контроль; o адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Формы, и средства проверки и оценки результатов обучения Система текущей и промежуточной аттестации учащихся на занятиях ритмикой состоит из практических заданий, коррекционно-развивающих упражнений на каждом уроке; организации ритмических игр; проведении творческих выступлений. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям: o по оценке творческой продукции ребенка – исполнению им комплексов упражнений по ритмической гимнастике, танцев, песен; игре на простых музыкальных инструментах, участию в различных сценических представлениях; o по повышению уровня общей и физической культуры; o по введению речевого материала занятий в активный словарь воспитанников; o по отношениям в коллективе. Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на изучения каждой темы № п.п. 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема урока Упражнения на ориентирование в пространстве Ритмико-гимнастические упражнения Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц Упражнения с детскими музыкальными инструментами Игры под музыку Танцевальные упражнения Итого Количество часов 4 5 4 3 5 4 4 5 34 Календарно тематическое планирование № п.п. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема урока Инструктаж по ОТ. Разминка. Танцевальные упражнения: Приставной шаг Инструктаж по ОТ. Разминка. Скрестный шаг . Растяжка. Размитна. Танцевальные упражнения: Растяжка Разминка. Проход вперед,назад прямо, в диагональ. Разминка. Поскоки ,Шаг,Полька. Растяжка Разминка. Шаг Галоп(левой ,правой,со сменой ведущей ноги) Выподы Игры под музыку Разминка. Движение по линии танца: косичка,крендель. Растяжка Занятие на развитие координации Разминка Позиции рук. Позиции ног Занятие на развитие координации Разминка. Позиции рук. Позицииног. Разминка. Тренировочный танец. Основные движения и переходы в позиции рук. Растяжка Разминка. Тренировочный танец. Основные движения и переходы в позиции рук. Растяжка Количество часов 1 Дата 05.09.24 1 12.09.24 1 1 1 1 19.09.24 26.09.24 03.10.24 10.10.24 1 1 17.10.24 24.10.24 1 1 1 1 1 07.11.24 14.11.24 21.11.24 28.11.24 05.12.24 1 12.12.24 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Разминка. Тренировочный танец. Основные движения и переходы в позиции рук. Растяжка Разминка. Упражнение на расслабление мышц. Колесо, момтик ,Растяжка Разминка. Ходьба и бег: с высокими поднятием колена , с захватом семенящий бег. Растяжка. Разминка. Жвижение по линии танца:Ходьба по квадрату с четкими поворотами в углах. Приставной шаг по линии. Растяжка Разминка. Общеразвивающие упражнения . Колесо, мостик. Растяжка. Разминка. Упражнение на координацию движений. Растяжка Разминка. Упражнение на координацию движений. Растяжка Разминка. Выполнение движений в заданном темпе , ускорение-замедление , с музыкой , без музыке. Растяжка Разминка. Выполнение движений в заданном темпе , ускорение-замедление , с музыкой , без музыке. Растяжка Разминка. Хороводный шаг. Основные преставление. Разминка. Притопы (одной ногой,поосередно) Танцевальный этюд Танцевальный этюд Разминка. Танцевальные упражнения. Повторение изученного материала. Базовые шаги со сменой направления, добовлением поворотов. Растяжка. Разминка. Отработка прыжков элементов: поскоки, подпрыгивания, прыжки с выбрасыванием ног вперед. Растяжка. Разминка. Маховые движения рук и ног. Маятник. Перенос центра тяжести с одной ноги на другую. Выпады- маятник. Растяжка. Разминка. Движения по линии танца , повторение перестроений Разминка. Движения по линии танца , повторение перестроений Танцевальный этюд «Мы маленькие дети» Танцевальный этюд «Мы маленькие дети» ИТОГО 1 19.12.24 1 26.12.24 1 ,09.01.25 1 16.01.25 1 23.01.25 1 30.01.25 1 06.02.25 1 13.02.25 1 27.02.25 1 1 1 1 1 06.03.25 13.03.25 20.03.25 03.04.25 10.04.25 1 17.04.25 1 23.04.24 1 24.04.25 1 15.05.25 1 1 34 22.05.25 29.05.25