Рабочая программа факультативного курса Удивительный мир слов для 2 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бондаревская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
Руководитель ШМО
_____________/Деревягина Т.П./
протокол заседания ШМО
от 29.08.2025г. № 1

Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________/Карташова Е.И./
от 29.08.2025 г.

Утверждено
Директор МБОУ «Бондаревская СОШ»
_____________/Кузьмичева Н.А./
Приказ № 165 от 01.09.2025 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса « Удивительный мир слов»
для обучающихся 2 класса
на 2025-2026 учебный год
учитель: Сагалакова В.Г.

Бондарево, 2025 год

Рабочая программа факультатива « Удивительный мир слов» составлена на основе
Основной образовательной программы НОО МБОУ «Бондаревская СОШ» и ориентирована
на работу по УМК «Школа России», авторской программы М.И.Моро, Волкова С.И.,
Степанова С.В.
Описание места курса в учебном плане: программа рассчитана на 1 год. Занятия
проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-х классов.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации;
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский
язык»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения;
- осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
правилах речевого этикета;
- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и
письменных текстов;
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при
записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе;
- об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации
речевого общения.
Содержание учебного курса
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования.
Целью факультативного занятия « Удивительный мир слов», как и всего курса
русского языка на I ступени общего среднего образования в целом, является овладение
языком, как средством общения, формирования у учащихся умений и навыков,

обеспечивающих свободное общение на русском языке в устной и письменной форме. Для
реализации данной цели у учащихся в первую очередь должны быть сформированы умения и
навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм языка
(произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических), а
также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс
общения. Формирование вышеперечисленных умений и навыков относится к задачам
базового курса языка в начальной школе.
Факультативное занятие « удивительный мир слов», направлен на актуализацию,
дальнейшее развитие и совершенствование уже упомянутых знаний, умений и навыков
учащихся, активизацию их мыслительной деятельности. Факультатив позволит учащимся
восполнить пропущенный или забытый материал. Он расширит и систематизирует
полученные знания учащимися, закрепит практические умения и навыки, позволит
восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию
контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание
развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической
грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного
уровня сложности.
Задачи факультативного занятия:
– развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и
как явления культуры;
– развитие мышления и речи;
– развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических,
лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
– обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по
экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;
– развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков
учащихся;
– развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения и поведения;
– воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную
речевую культуру и речевое поведение.
Наша речь – 2 часа
1
Великий русский язык. Дорога к письменности
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей. Анализировать речь людей (при
анализе текста). Наблюдать за особенностями речи.
Различать устную, письменную речь и речь про себя.
Работать с памяткой. Как научиться правильно списывать предложение»
2
Культура речевого общения
Отличать диалогическую речь от монологической, использовать их в речи. Составлять
по рисункам диалог и монолог.
Участвовать в учебном диалоге.
Соблюдать в речи правила речевого этикета.
Наблюдать над этимологией слов «диалог», «монолог».
Текст – 2 часа
3 Признаки текста. Построения текста
Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст.
Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать
заголовок к заданному тексту.
4Тайны русского языка. Развитие речи
Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста, выбирать
соответствующую задаче часть. Передавать устно содержание прочитанного текста
Предложение- 4 часа
5
В мире предложений

Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в
деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте
предложения, различные по цели высказывания.
Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.
6
Главные и второстепенные члены предложения
Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически
грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены
предложения.
7Распространённые и нераспространенные предложения
Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без
второстепенных членов) предложения. Составлять распространённые и нераспространённые
предложения. Распространять нераспространённые предложения
8Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции
Рассматривать репродукции и составлять тексты.
Слова, слова, слова… - 6 часов
9Как рождаются слова
Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение
слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим
группам.
10
Заимствованные слова. Слова пришельцы
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать
с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные
образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания.
11
О словах разнообразных, одинаковых и разных
Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и
орфографическим словарями. Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы.
Подбирать к слову синонимы, антонимы.
12
Всё растёт из корня. Рисуем дерево из однокоренных слов
Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в
однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и
слова с омонимичными корнями.
13Словари – кладовые слов
Работа со словарями.
Проверь себя. Тест-игра Оценивать свои достижения
Звуки и буквы – 13 часов
15Путешествие в страну Звуков и Букв
Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи.
16
Буквы всякие важны, буквы всякие нужны
Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.
Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они
обозначают.
17Тайна фонемы
Находить в слове и правильно произносить звуки. Различать звуки и буквы.
Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять качественную характеристику
звука.
18Ударение над гласной может сделать букву ясной
Определять безударный гласный звук в слове. Различать проверочное и проверяемое
слово. Подбирать проверочные слова.
19Коварные словарные слова. Опасные согласные
Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на
письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена
мягкость согласных на письме.
20Звонкие и глухие «двойняшки»
Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать
согласный звук. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и

перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по звонкостиглухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его
произношение и написание.
21
Старые знакомые Ъ и Ь
Соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком, объяснять причины
расхождения. Подбирать примеры с разделительным ь. Различать слова с ь- показателем
мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.
Использовать правило при написании слов с разделительным ь. Объяснять написание
разделительного ь в словах.
22Орфографические головоломки. Почему мы так пишем?
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило
при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и
перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
23Как «справиться со сложными словами»?
Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
Проводить звукобуквенный разбор по заданному образцу.
24Проект «Колдовство букв»
Участвовать в презентации выполненной работы.
25
Правописание буквосочетаний
Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах
буквосочетания чк,чн,чт,щн,нщ, подбирать при меры. Работать с орфоэпическим словарём.
Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк,чн,чт,щн,нщ. Различать
непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши,чущу,ча-ща, подбирать с ними слова. Применять правила написания этих буквосочетаний.
26Способы проверки написания букв
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило
при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и
перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
27Решение орфографических задач
Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
Проводить звукобуквенный разбор по заданному образцу.
Части речи – 7 часов
28Путешествие в мир имени существительного
Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому
лексическому значению и вопросу.
29Глаголы-труженики
Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому
значению и вопросу. Классифицировать глаголы по вопросам.
30В мире прилагательных
Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать
имена прилагательные-сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным
31Волшебный клубок знаний
32Всё о местоимениях
Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в
предложении. Различать местоимения и имена существительные.
33Предлоги – наши помощники
Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами
34Проект «Путешествие в страну языка»
Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями
антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию о
словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых требуются словари,
участвовать в презентации подготовленных заданий.
Формы проведения занятий:
- практические занятия с применением занимательных игр;

- игровые занятия по развитию речи и пополнению словарного запаса детей;
- орфографический и лексический анализ текстов художественной литературы;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями;
- творческие мастерские;
- занятие исследование;
- занятие-путешествие;
- занятие-викторина.
Основные методы и приёмы работы:
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа с тестами;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий;
- метод проектов;
-контроль и взаимопроверка.

Учебно-тематический план
№

Тема раздела

Кол-во часов

1
2
3
4
5
6

Наша речь
Текст
Предложение
Слова, слова, слова…
Звуки и буквы
Части речи
Итого

2ч
2ч
4ч
6ч
13 ч
7ч
34 ч

Самостоятельные
виды работ

тест – 1 ч
проект -1 ч
проект -1 ч
3 часа

Календарно-тематическое планирование

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема занятий
Наша речь – 2 часа
Великий язык. Дорога к письменности
Культура речевого общения
Текст – 2 часа
Признаки текста. Построения текста
Тайны языка. Развитие речи
Предложение- 4 часа
В мире предложений
Главные и второстепенные члены предложения
Распространённые и нераспространенные
предложения
Развитие речи. Коллективное составление
рассказа по репродукции
Слова, слова, слова… - 6 часов
Как рождаются слова
Заимствованные слова. Слова пришельцы
О словах разнообразных, одинаковых и разных
Всё растёт из корня. Рисуем дерево из
однокоренных слов
Словари – кладовые слов
Проверь себя. Тест-игра
Звуки и буквы – 13 часов
Путешествие в страну Звуков и Букв
Буквы всякие важны, буквы всякие нужны
Тайна фонемы
Ударение над гласной может сделать букву ясной
Коварные словарные слова. Опасные согласные
Звонкие и глухие «двойняшки»
Старые знакомые Ъ и Ь
Орфографические головоломки. Почему мы так
пишем?
Как «справиться со сложными словами»?
Проект «Колдовство букв»
Правописание буквосочетаний
Способы проверки написания букв
Решение орфографических задач
Части речи – 7 часов
Путешествие в мир имени существительного
Глаголы-труженики
В мире прилагательных
Волшебный клубок знаний
Всё о местоимениях
Предлоги – наши помощники
Проект «Путешествие в страну языка»

Кол-во
часов

план.

1
1

02.09
09.09

1
1

16.09
23.09

1
1
1

30.09
07.10
14.10

1

21.10

1
1
1
1

28.10
11.11
18.11
25.11

1
1

02.12
09.12

1
1
1
1

16.12
23.12
30.12
13.01

1
1
1
1

20.01
27.01
03.02
10.02

1
1
1
1
1

17.02
03.03
10.03
10.03
31.03

1
1
1
1
1
1
1

07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05

Дата
факт.

Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- М. «Просвещение», 2010 г.
2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.М. «Просвещение». 2009 г.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Под редакцией
А. Г. Асмолова – М. «Просвещение», 2008 г.
4. Планируемые результаты начального общего образования. под редакцией Г.С. Ковалёвой,
О.Б. Логиновой – М. « Просвещение», 2009
5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М. «Просвещение»,
2009 г.
6. Письмо МО и Н РТ о введении дополнительного часа на изучение государственных и
родных языков.
Учебно-методическое обеспечение
1. В.В.Никифорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. Москва,
«ВАКО», 2013.
2. М.И.Кузнецова. Учебно-справочные материалы для 1-4 классов. Русский язык. Москва,
Санкт-Петербург «Просвещение», 2011
3. Т.Л.Федорова. Все виды диктантов для 1-4 классов с правилами и объяснениями. Москва,
ЛадКом, 2008
4. Г.В.Рацкая . Олимпиадные задания, 1-2 класс. Самара «Учебная литература», 2008
5.Л.П.Барылкина. Русский язык. Тесты, проверочные работы, мини-диктанты. 1-4 классы.
Москва, 2007
6. Л.В.Амбросова. Полный школьный курс. Справочное пособие. 1-4 классы. СанктПетербург «Весь», 2010
7. Все виды разбора по русскому языку. Автор Дорофеева Г.В. Издательство ЭСКМО. 2011
8 . Все виды разбора по русскому языку 1-4 классы. Автор Ушакова О.Д. Издательство
Литера 2010 г.
9. Правила и упражнения по русскому языку 1-4 классы. Т.Л.Фёдорова. Издательсво.
Москва. ЮНВЕС. 2010 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».