Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Бондаревская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол от 28.08.2025г. № 1
Руководитель ШМО
Шишлянникова Л.П.
СОГЛАСОВАНО
с заместителем директора по УВР
Карташовой Е.И.
«28 » августа 2025 г
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Бондаревская СОШ
Кузьмичевой Н.А.
№ 165 от «01» сентября 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по биологии «Юный биолог»
для обучающихся 6 класса
Составила: учитель биологии
Богданова Ирина Петровна
2025-2026учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса по биологии на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также
федеральной рабочей программы воспитания.
Цель программы: расширение и углубление знаний учащихся, полученных при
изучении основного школьного курса биологии, развитие общекультурных
компетентностей учащихся, формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению
биологической науки, познание нового.
Задачи:
формирование в сознании учащихся понимания того, что биологическое
образование является обязательным элементом культуры, необходимым каждому
человеку;
создание условий для углубления и расширения знаний по биологии,
развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой
учебно-познавательной деятельности;
формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим
знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира;
развитие общекультурных
компетентностей на основе внутри - и
межпредметной
интеграции
биологии
с
другими
учебными
предметами
естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Данная программа рассчитана на учащихся 6-х классов и опирается на знания,
которые школьники получили при изучении курса биологии в 5-м классе.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Программа предполагает проведение лабораторных работ, что обеспечивает
успешное применение технологий активного и развивающего обучения. Для реализации
этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические, частично –
поисковые, исследовательские.
К основным формам работы можно отнести: практические и лабораторные работы,
творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты, просмотр видеофильмов, миниконференции с презентациями.
Форму контроля знаний и умений учащихся выбирает учитель по результатам
выполнения учащимися необходимого минимума заданий по каждой теме программы.
Актуальность: введение в действие новых федеральных государственных
образовательных стандартов в корне изменило подход в учебном и воспитательном
процессе школьников. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно
разрабатывать принцип работы с классом, учитывая индивидуальность школьников.
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в
области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения
адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Данная
программа позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета
«Биология», улучшить качество знаний, развивать познавательную деятельность,
творческие способности, логическое мышление, воображение, наблюдательность,
исследовательский подход к делу, расширить общий кругозор, выявить проблемные зоны
в усвоении учебного материала, даёт возможность заинтересовать учащихся в изучении
биологии. Ключевым звеном является - практическая деятельность. На данной стадии
очень важно помочь ребёнку осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний,
умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных
действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей,
поиск эффективных методов их достижения.
2
На биологию в 5 - 6 классах выделен всего 1 час, и не хватает для проведения
лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, кроме того, не
всегда хватает времени повторить пройденный материал для лучшего усвоения, поэтому
возникла необходимость создания элективного курса «Юный биолог».
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
Личностные УУД:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
- сформированность ответственного отношения к учению, уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными
объектами.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
3
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами освоения курса являются следующие умения:
- пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
- проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;
- описывать биологические объекты, процессы и явления, ставить несложные
биологические эксперименты и интерпретировать их результаты;
- выделять существенные признаки биологических объектов и процессов,
характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов
растений, животных, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных,
грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты и объяснять их
результаты;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
СОДЕРЖАНИЕ
4
1) Введение (1 час)
Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.
2) Жизнь под микроскопом (6 часов)
Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.
Клетка − единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов.
Многообразие клеток. Строение прокариотической и эукариотической клетки.
Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки − основа ее
целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий,
грибов.
Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи,
плодов томата, шиповника. Виды тканей, отличие растительной ткани от животной,
особенности строения и функции тканей. Работа с готовыми микропрепаратами тканей.
Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина».
3) Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 часов)
Сезонность в природе. Фенологические наблюдения. Экскурсия «Сезонные
изменения в жизни растений».
Растения − синоптики, растения − индикаторы загрязнения. Эволюция
растительного мира.
Понятие «орган». Органы цветкового растения.
Особенности строения семян. Химический состав семени. Прорастание семян.
Вегетативные органы цветкового растения. Развитие корня из зародышевого
корешка. Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные.
Вегетативные органы цветковых растений: побег. Рост и развитие побега. Строение
видоизменённых подземных побегов. Внешнее и клеточное строение листа.
Видоизменения листьев.
Строение кожицы и основной ткани листа герани.Сравнительный анализ строения
жилки листа и стебля.
Генеративные органы растения: цветок. Разнообразие плодов и семян.
4) Тайны жизнедеятельности растений (6 часов)
Жизнедеятельность организмов: минеральное и воздушное питание растений.
Сравнительная характеристика питания растений и животных.
Процессы дыхания и транспирации. Движение растений.
Растение − живой организм. Взаимосвязь между органами растения. Обмен
веществ и энергии − основное свойство живых организмов.
Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Сравнительная
характеристика полового размножения голосеменных и покрытосеменных растений.
Исследовательский проект: «Вегетативное размножение комнатных растений.
Использование вегетативного размножения человеком».
5) Многообразие растений (3 часа)
Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство,
отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.
Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным
семействам.
Экскурсия «Разнообразие растений нашей местности, их мест обитания.
Распознавание местных видов растений».
6) Организм и среда обитания. Экосистема (4 часа)
Среда обитания и экологические факторы, их влияние на растения.
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы.
Взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.
Экскурсия «Растительное сообщество».
Творческий проект: «Природные сообщества родного края»
7) Значение растений в природе и для человека. (3 часа)
5
Роль растений в природе и жизни человека.
Лекарственные растения и
биологически активные вещества. Охрана,рациональное использование и восстановление
растительных ресурсов и животных в планетарном масштабе как важнейшая
международная задача. Растения Красной книги Костромской области и меры по их
охране.
Биологическое сочинение по выбору: «Что я хочу рассказать о живом организме»,
«Один день из жизни…»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6
№
Содержание занятий
Форма проведения
Введение (1 час)
Дата
проведения
1.
Методы исследования природы.
Вводная лекция с
Правила безопасности и меры первой
элементами беседы.
помощи.
Жизнь под микроскопом (6 часов)
02.09
2.
Исследования природы с помощью
микроскопа. Правила работы с
микроскопом.
Клетка − единица строения,
жизнедеятельности, роста и развития
организмов. Многообразие клеток.
Строение прокариотической и
эукариотической клетки.
Сравнительная характеристика
клеток растений, животных,
бактерий, грибов.
Л.Р. №1 «Приготовление
микропрепаратов клеток кожицы
чешуи лука, клеток листа элодеи,
плодов томата, шиповника».
Практикум.
09.09
Семинарское занятие.
16.09
Семинарское занятие.
23.09
Практикум.
30.09
Практикум.
07.10
Практикум.
14.10
3.
4.
5.
6.
7.
Виды растительных тканей, их
строение и функции. Л.Р. №2
«Рассматривание готовых
микропрепаратов растительных
тканей».
Творческая мастерская «Создание
модели клетки из пластилина».
Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 часов)
8.
9.
10.
11.
12.
Сезонность в природе.
Фенологические наблюдения.
Экскурсия «Сезонные изменения в
жизни растений».
Растения − синоптики, растения −
индикаторы загрязнения.
Эволюция растительного мира.
Понятие «орган». Органы цветкового
растения.
Особенности строения семян.
Л.Р. №3 «Химический состав семени.
Прорастание семян».
Вегетативные органы цветкового
растения.
Л.Р. №4 «Корневая система.Типы
Экскурсия.
21.10
Семинарское занятие.
28.10
Семинарское занятие.
11.11
Семинарское занятие,
практикум.
18.11
Семинарское занятие,
практикум.
25.11
7
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
корневых систем».
Побег. Л.Р. №5 «Строение
видоизменённых подземных
побегов».
Внешнее и клеточное строение листа.
Видоизменения листьев.
Л.Р. №6 «Строение кожицы и
основной ткани листа герани».
Семинарское занятие,
практикум.
02.12
Семинарское занятие,
практикум.
09.12
Л.Р. №7 «Сравнительный анализ
Тренировочные
строения жилки листа и стебля».
упражнения,
Тестирование по теме:
практикум.
«Вегетативные органы цветковых
растений».
Генеративные органы растения.
Семинарское занятие,
Цветок. Л.Р. №8 «Определение
практикум.
частей цветка. Формула цветка.
Разнообразие соцветий по
гербарному материалу».
Плод. Л.Р. №9 «Разнообразие плодов Семинарское занятие,
и семян».
практикум.
Тестирование по теме:
Тренировочные
«Генеративные органы цветковых
упражнения.
растений».
Тайны жизнедеятельности растений (6 часов)
16.12
Минеральное и воздушное питание
растений. Сравнительная
характеристика питания растений и
животных.
Процессы дыхания и транспирации.
Л.Р. №10 «Транспорт веществ в
организме. Движение растений».
Растение − живой организм. Обмен
веществ и энергии − основное
свойство живых организмов.
Семинарское занятие.
20.01
Семинарское занятие,
практикум.
27.01
Работа с учебником,
тренировочные
упражнения.
03.02
Способы размножения растений.
Размножение споровых растений.
Сравнительная характеристика
полового размножения
голосеменных и покрытосеменных
растений.
Исследовательский проект:
«Вегетативное размножение
комнатных растений. Использование
вегетативного размножения
человеком».
Семинарское занятие.
10.02
Семинарское занятие,
тренировочные
упражнения.
17.02
Исследовательская
работа.
03.03
23.12
30.12
13.01
Многообразие растений (3 часа)
8
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Основные систематические
Семинарское занятие.
категории: вид, род, семейство, отряд
(порядок), класс, тип (отдел),
царство; их соподчиненность.
Работа с гербарным материалом. Л.Р.
Тренировочные
№11
задания,
« Признаки растений, относящихся к
практикум.
различным семействам. Формулы
цветка».
Экскурсия «Разнообразие растений
Экскурсия.
нашей местности, их мест обитания.
Распознавание местных видов
растений».
Организм и среда обитания. Экосистема (4 часа)
Факторы среды и их влияние на
Семинарское занятие,
растения.
практикум.
Л.Р. №12 «Анатомическое строение
листовых пластинок растений
разных экологических групп».
Естественные и искусственные
Семинарское занятие.
экосистемы. Взаимоотношения
организмов друг с другом и с
окружающей средой.
Экскурсия «Растительное
Экскурсия.
сообщество».
Творческий проект «Природные
Проектная работа
сообщества родного края».
Значение растений в природе и для человека (3 часа)
Роль растений в природе и жизни
Семинарское занятие.
человека. Охрана и рациональное
использование природных ресурсов.
Растения Красной книги
Семинарское занятие.
Приморского края и меры по их
охране.
10.03
Биологическое сочинение по выбору:
«Что я хочу рассказать о живом
организме», «Один день из жизни
цветка», «Если бы я был бы
растением, то…» Представление
результатов работы.
19.05
Семинарское занятие.
17.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
9