Рабочая программа фалультативного курса Экология растений для 7 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Бондаревская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол от 28.08.2025г. № 1
Руководитель ШМО
Шишлянникова Л.П.

СОГЛАСОВАНО
с заместителем директора по УВР
Карташовой Е.И.
«28 » августа 2025 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Бондаревская СОШ
Кузьмичевой Н.А.
№ 165 от «01» сентября 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса

«Экология растений»
(наименование предмета)
для 7 класса

Рабочую программу составили
учитель биологии
Богданова И.П.

2025— 2026учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной
образовательной программы школы.
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности растений, условиями
среды их обитания, а также с происхождением представителей различных таксономических единиц.
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя сформировать
у обучающихся познавательный интерес к приобретению знаний, любви к природе, к своему краю, дому.
Интерес и способности человека развиваются в процессе деятельности, поэтому в изучении биологии, как
предмета, необходимо заинтересовать школьника, что биология – это наука, она необходима человеку, т.к.
он сам не разделимая часть природы. Для этого эффективно использовать элективные занятия, на которых
можно развивать такую организацию обучения, позволяющую ученику вовлекаться в процесс познания
данного предмета. При объяснении наблюдаемых явления, обращается внимание на формирование умений
наблюдать, фиксировать, классифицировать и анализировать. Навык таких умений позволяет
обучающимся осознавать сущность явления протекающих в растениях. Трудно себе представить уроки
биологии, на которых не применялись бы, такие методы как – опыт, демонстрация, не проводился бы
эксперимент, а элективные курсы являются продолжением урока, что позволяет дополнительно включать
в обучение ряд опытов, практических, демонстрационных работ. Велико значение познавательного
материала выходящего за рамки учебного процесса, это позволяет формировать всесторонне развитую
личность. Программой предусмотрено, возможности для привлечения к самостоятельной деятельности, к
обучению планировать ее, ставить проблемы и принимать решения, что позволяет у детей развивать
стремления к познанию и творчеству, а также ответственность и сознательную дисциплинированность.
Элективный курс по биологии в 7 классе «Экология растений» знакомит обучающихся с
особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами,
протекающими в них. Он направлен на формирование интереса к биологии, развитие любознательности,
расширение знаний о растительном мире. В рамках данного курса запланирована работа на пришкольном
участке для применения полученных знаний на практике. Широкое использование опытных работ в
учебном процессе повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания,
способствует познавательной активности обучающихся.
Цели программы:
1. Развивать у обучающихся устойчивый интерес к биологии как науке; сформировать знания о методах
научного познания природы, а также заложить основы исследовательских навыков при изучении природы
и выполнении работ такого характера;
2. Формировать бережного отношения к растительному миру;
3. Расширить представления обучающихся о практическом применении биологических знаний;
4. Ознакомить обучающихся с основными профессиями и специальностями, требующими знаний в
области биологии.
Планируемые образовательные результаты:
При освоении данной программы обучающиеся достигают следующих результатов:
Личностные
знание основных принципов и правил отношения к живой природе; эстетического отношения к живым
объектам.
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и
др.);
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

умение работать с разными источниками информации;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умением постановки гипотезы
исследования, выбора методов и способов для её реализации, навыками проведения экспериментов,
умениями делать обобщения и выводы;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, своему здоровью и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать
разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
Предметными результатами освоения элективного курса по биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• знать особенности строения клеток, тканей и органов, и процессов жизнедеятельности растений;
• приводить аргументированные доказательства взаимосвязи растений с состоянием окружающей среды;
необходимости защиты растительного мира;
• объяснять роль биологии в практической деятельности людей; роль растений в жизни человека; значения
фиторазнообразия;
• сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
• выявлять приспособления культурных растений к среде обитания; проводить уход за растениями
пришкольного участка в связи с конкретными их адаптациями;
• овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
• знать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
• соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы,
скальпели, лупы, микроскопы).
• освоить приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
В эстетической сфере:
• овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы; составлять клумбы
пришкольного участка, применяя биологические знания и правила эстетического их составления.
Содержание курса
ГЛАВА 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 часов)
Покрытосеменные. Разнообразие, распространение, значение.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем.
Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их
на стебле. Строение листа. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Практические работы
Строение семян двудольных растений. Строение зерновки пшеницы. Виды корней. Изучение внутреннего
и внешнего строения корня. Изучение строение почек. Изучение строения листа. Изучение
видоизмененных побегов. Изучение строения цветка. Ознакомление с разными видами соцветий. Сухие и
сочные плоды.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
ГЛАВА 2. Жизнь растений (5 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в
растении. Способы размножения растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое
(вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; поглощение растениями
углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение
воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов,
выводов.
ГЛАВА 3. Классификация растений. Многообразие покрытосеменных растений. (15 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с
классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и
народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и
народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
ГЛАВА 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их
типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и
влияние природной среды на человека. Многообразие растений.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных
сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды
на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на
человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их
результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и
т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и
эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Место предмета в учебном плане
На данный элективный курс отводится 34 часов (1 час в неделю)
Формы организации учебного процесса
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки:
тестирование, устный и письменный опрос, собеседование.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала.
Формы оценки: текущие
тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.
Формы организации контроля
Коллективная (беседа, объяснение, анкетирование, экскурсии, демонстрация видеоматериалов и т.д.);
Индивидуальная (защита рефератов, выполнение домашних заданий, подготовка презентаций). Итоговый
контроль: защита проекта.

Тематическое планирование элективного курса «Экология растений», 6 класс
№

Тема

Кол-во
часов
11ч.

1

Строение и
многообразие
покрытосеменных
растений

2

Жизнь растений

5ч.

3

Классификация
растений

15ч.

4

Природные
сообщества

3ч.

Тема урока

Практические работы

1.Строение семян однодольных
растений.
Строение семян двудольных
растений.
2.Виды корней. Типы корневых
систем.
3.Условия произрастания и
видоизменения корней.
4.Побег. Почки и их строение. Рост и
развитие побега.
5.Внешнее строение листа.
6.Клеточное строение листа.
7.Видоизменение листьев.
8.Видоизменение побегов.
9Цветок и его строение.Соцветия.
10.Плоды и их классификация
11. Распространение плодов и семян.

1.Строение семян
двудольных и
однодольных растений.
2.Виды корней.
Стержневая и
мочковатая корневые
системы.
3. Строение почек.
Расположение почек на
стебле.
4. Листья простые и
сложные.
5.Видоизмененные
побеги (корневище,
клубень, луковица).
6.Строение цветка.
7.Различные виды
соцветий.
8.Многообразие сухих и
сочных плодов
9.Передвижение воды и
минеральных веществ.
10.Вегетативное
размножение
комнатных растений.

1.Фотосинтез. Дыхание растений
2.Испарение воды растениями.
Листопад. Экскурсия «Зимние
явления в жизни растений»
3.Передвижение воды и питательных
веществ в растении
4.Способы размножения растений.
Размножение голосеменных
растений
5. Размножение покрытосеменных
растений. Вегетативное
размножение покрытосеменных.
1.Систематика растений.
2.Класс Двудольные растения.
Семейства Крестоцветные.
3.Розоцветные.
4. Семейства Пасленовые.
5.Бобовые.
6.Семейство Сложноцветные.
7. Класс Однодольные. Семейства
8. Злаковые.
9.Лилейные.
10. Важнейшие
сельскохозяйственные растения.
Культурные растения.
1.Природные сообщества.
Взаимосвязи в растительном
сообществе.
2. Влияние хозяйственной
деятельности человека на
растительный мир.
3. Подготовка проекта.

Экскурсии

1.Зимние явления
в жизни растений

2.Природное
сообщество и
человек.
Фенологические
наблюдения за
весенними
явлениями в
природных
сообществах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ» 6 КЛАСС
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования планируемые
результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют
собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов,
составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между
требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной
образовательной программы.
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
личностных
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни
и здоровье сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать
выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
метапредметных
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую
информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических
словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из
одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
У обучающихся сформированыУУД:
Регулятивные
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных
и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
предметных
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток растений, животных, грибов и
бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение
энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция

жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека
и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости
защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия
для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных
заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• овладение методами биологической науки:постановка биологических экспериментов и объяснение
их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье
человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Электронные диски
1.Репетитор БИОЛОГИЯ
2.Электронный атлас для школьника БОТАНИКА 6-7класс
Таблицы
Набор таблиц по ботанике.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ. 7 класс
«ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»
№

Дата
План

1

2

3

4

5

Факт

Тема

Содержание

Вид деятельности
ученика

ГЛАВА 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 часов)
02.09
Предмет
«Экология
растений»,
содержание и
методы.
09.09
Строение семян Строение семян.
Определяют понятия
растений
Практическая работа
«однодольные растения»,
Изучение строения семян
«двудольные растения»,
двудольных и однодольных «семядоля», «эндосперм»,
растений
«зародыш», «семенная
кожура», «семяножка»,
«микропиле».
Отрабатывают умения,
необходимые для
выполнения лабораторных
работ. Изучают и
применяют инструктажпамятку
последовательности
действий при проведении
анализа.
16.09
Виды корней.
Функции корня. Главный,
Определяют понятия
Типы корневых
боковые и придаточные
«главный корень»,
систем.
корни. Стержневая и
«боковые корни»,
мочковатая корневые
«придаточные корни»,
системы.
«стержневая корневая
Практическая работа
система», «мочковатая
Виды корней. Стержневые корневая система».
и мочковатые корневые
Анализируют виды
системы
корней и типы корневых
систем
Приспособления
корней
к
23.09
Условия
Определяют понятия
произрастания и условиям существования.
«корнеплоды», «корневые
Видоизменения корней.
видоизменения
клубни», «воздушные
корней.
корни», «дыхательные
корни». Устанавливают
причинно-следственные
связи между условиями
существования и
видоизменениями корней
30.09
Побег и почки.
Побег. Листорасположение. Закрепляют понятия
(деревья и
Расположение почек на
«побег», «почка»,
кустарники)
стебле.
«верхушечная почка»,
Практическая работа
«пазушная почка» «узел»,
Определение растений в
«междоузлие»,
безлистном состоянии
«очередное
(кустарники) на местных
листорасположение»,
видах.
«супротивное

6

07.10

Внешнее
строение листа

7

14.10

Видоизменения
листьев.
Влияние
факторов среды
на строение
листа.

8

21.10

Видоизменения
побегов.

9

28.10

Цветок и его
строение.
Соцветия.

Определение растений в
листорасположение»,
безлистном состоянии
«мутовчатое
(деревья) на местных видах. расположение».
Отрабатывают навыки
работы с визуальными
определителями.
Анализируют результаты
лабораторной работы.
Внешнее строение листа.
Определяют понятия:
Форма листа. Листья
«листовая пластинка»,
простые и сложные.
«черешок», «черешковый
Жилкование листьев.
лист», «сидячий лист»,
Практическая работа
«простой лист», «сложный
Листья простые и
лист», «сетчатое
сложные, их жилкование и жилкование»,
листорасположение
«параллельное
жилкование», «дуговое
жилкование». Заполняют
таблицу по результатам
изучения различных
листьев
Влияние факторов среды на Определяют понятия
строение листа.
«кожица листа»,
Видоизменения листьев.
«устьица»,
«хлоропласты»,
«столбчатая ткань листа»,
«губчатая ткань листа»,
«мякоть листа»,
«проводящий пучок»,
«сосуды», «ситовидные
трубки», «волокна»,
«световые листья»,
«теневые листья»,
«видоизменения листьев».
Строение и функции
Определяют понятия
видоизмененных побегов.
«видоизмененный побег»,
Изучение видоизмененных
«корневище», «клубень»,
побегов (корневище,
«луковица».
клубень, луковица)
Строение цветка. Венчик
Определяют понятия
цветка. Чашечка цветка.
«пестик», «тычинка»,
Околоцветник. Строение
«лепестки», «венчик»,
тычинки и пестика.
«чашелистики»,
Растения однодомные и
«чашечка», «цветоножка»,
двудомные (на примере
«цветоложе», «простой
местных видов) Формула
околоцветник», «двойной
цветка.
околоцветник»,
Практическая работа
«тычиночная нить»,
Изучение строения цветка
«пыльник», «рыльце»,
«столбик», «завязь»,
«семязачаток»,
«однодомные растения»,
«двудомные растения».
Выполняют лабораторную
работу и обсуждают ее
результаты.
Выполняют модель цветка
из пластилина.

10

11.11

11

18.11

12 25.11

13 02.12

14 09.12

Распространение
плодов и семян

Способы распространения
плодов и семян.
Приспособления,
выработавшиеся у плодов и
семян в связи с различными
способами распространения
(Фильм)

Работают с текстом
учебника, коллекциями,
гербарными
экземплярами.
Наблюдают за способами
распространения плодов и
семян в природе. Готовят
сообщение «Способы
распространения плодов и
семян и их значение для
растений»
Разнообразие
Способы распространения
Работают с текстом
плодов и семян у плодов и семян.
учебника, коллекциями,
растений
Приспособления,
гербарными
Новосибирской
выработавшиеся у плодов и экземплярами.
области.
семян в связи с различными Наблюдают за способами
способами распространения распространения плодов и
(Фильм)
семян в природе. Готовят
сообщение «Способы
распространения плодов и
семян и их значение для
растений»
ГЛАВА 2. Жизнь растений (5 часов)
Фотосинтез.
Фотосинтез. Хлоропласты, Выявляют
приспособленность
Дыхание
хлорофилл, их роль в
растений к использованию
растений.
фотосинтезе. Управление
света в процессе
фотосинтезом растений:
фотосинтеза. Определяют
условия протекания
условия, влияющие на
фотосинтеза. Объясняют
интенсивность
значение фотосинтеза и
фотосинтеза. Значение
роль растений в природе и
фотосинтеза. Роль растений жизни человека.
в образовании и
Выделяют существенные
признаки дыхания.
накоплении органических
Объясняют роль дыхания
веществ и кислорода на
в процессе обмена
Земле.
веществ. Объясняют роли
Дыхание растений, его
кислорода в процессе
дыхания. Раскрывают
сущность. Роль устьиц,
чечевичек и межклетников значение дыхания в жизни
растений. Устанавливают
в газообмене у растений.
взаимосвязь процессов
Взаимосвязь процессов
дыхания и фотосинтеза.
дыхания и фотосинтеза
Определяют значение
Листопад.
Испарение воды
испарения воды и
растениями, его значение.
листопада в жизни
Листопад, его значение.
растений.
Осенняя окраска листьев.
Передвижение веществ в
Объясняют роль
Передвижение
растении.
Транспорт
транспорта веществ в
воды и
веществ как составная
процессе обмена веществ.
питательных
часть обмена веществ.
Объясняют механизм
веществ в
Проводящая функция
осуществления
стебля. Передвижение
проводящей функции
растении.
воды, минеральных и
стебля. Объясняют
органических веществ в
особенности
растении.
передвижения воды,
Запасание органических
минеральных и
веществ в органах
органических веществ в
растений, их использование растениях. Проводят
на процессы
биологические
жизнедеятельности. Защита эксперименты по
растений от повреждений.
изучению процессов

жизнедеятельности
организмов и объясняют
их результаты. Приводят
доказательства
(аргументация) необходим
ости защиты растений от
повреждений.
Определяют значение
15 16.12
Способы
Размножение организмов,
размножения
его роль в преемственности размножения в жизни
организмов.
растений.
поколений. Размножение
Характеризуют
Размножение
как важнейшее свойство
особенности бесполого
размножения. Объясняют
голосеменных
организмов. Способы
значение бесполого
растений.
размножения организмов.
размножения. Раскрывают
Бесполое размножение
особенности и
растений. Половое
преимущества полового
размножение, его
размножения по
сравнению с бесполым.
особенности. Половые
Объясняют значение
клетки. Оплодотворение.
полового размножения
Значение полового
для потомства и эволюции
размножения для потомства органического мира.
и эволюции органического
мира
Определение понятий:
16 23.12
Размножение
Размножение
«пыльца», «пыльцевая
покрытосеменны покрытосеменных
трубка», «пыльцевое
х растений.
растений. Опыление.
зерно», «зародышевый
Способы опыления.
мешок», «пыльцевход»,
«центральная клетка»,
Оплодотворение. Двойное
«двойное
оплодотворение.
оплодотворение»,
Образование плодов и
«опыление»,
семян. Способы
«перекрестное опыление»,
вегетативного
«самоопыление»,
«искусственное
размножения.
опыление». Объясняют
преимущества семенного
размножения перед
споровым. Сравнивают
различные способы
опыления и их роли.
Объясняют значение
оплодотворения и
образования плодов и
семян.
Определяют понятия
«черенок», «отпрыск»,
«отводок», «прививка»,
«культура тканей»,
«привой», «подвой».
Объясняют
значение вегетативного
размножения
покрытосеменных
растений и его
использование человеком.
ГЛАВА 3. Классификация растений. Многообразие покрытосеменных растений. ( 15 часов)
17 30.12
Систематика
Основные систематические Определяют понятия
растений.
категории: вид, род,
«вид», «род»,
семейство, класс, отдел,
«семейство», «класс»,
царство.
«отдел», «царство».
Выделяют признаки,
характерные для высших
споровых растений, для
голосеменных растений

18 13.01

Многообразие
Голосеменных
растений
Новосибирской
области и
Краснозерского
района.
Систематика
покрытосеменны
х растений

Знакомство с
Голосеменными
растениями Виды,
занесённые в Красную
книгу Новосибирской
области.
Виртуальная экскурсия.
Знакомство с
классификацией цветковых
растений

22 10.02

Декоративные
растения, их
использование в
озеленении.

23 17.02

Класс
Двудольные
растения.
Семейство
Крестоцветные

Различные направления
использования
декоративных растений.
Группы растений,
используемые для
различных целей.
Проектирование озеленения
классной комнаты или
комнаты в квартире.
Признаки, характерные для
растений семейства
Крестоцветные.

24 03.03

Определение
растений
семейства
Крестоцветные

19 20.01

20 27.01

21 03.02

Узнают виды
Голосеменных растений.
Обосновывают
необходимость их охраны
и восстановления
вырубленных хвойных
лесов.
Определяют понятия
«вид», «род»,
«семейство», «класс»,
«отдел», «царство».
Выделяют признаки,
характерные для
двудольных и
однодольных растений
Растения в
Различные направления
Называют направления
жизни человека. использования человеком
использования растений,
Культурные и
растений в своей жизни.
обосновывают
сорные растения Сорные растения - их вред
целесообразность
Новосибирской
и польза.
использования растений
области и
человеком.
Краснозерского
Обосновывают
района.
необходимость различных
групп растений в
сообществе.
Лекарственные и Различные виды
Готовят сообщения на
ядовитые
лекарственных и ядовитых основе изучения
растения
растений. В чём различие
дополнительной
Новосибирской
лекарственного и ядовитого литературы.
области и
растения.
Проводят исследование
Краснозерского
Значение таких растений в
информированности
района.
жизни человека.
учащихся по теме.
Виртуальная экскурсия.

Признаки, характерные для
растений семейства
Крестоцветные.
Многообразие видов.

Разрабатывают проект
озеленения помещения
(микрогруппы)
Подбирают материал для
оформления проекта.

Повторяют особенности
строения цветка.
Выделяют основные
особенности растений
семейства Крестоцветные
Составляют описание
растения по плану.
Знакомятся с
определительными
карточками
Закрепляют теоретические
знания о разнообразии
строения цветков, их
форм.

25 10.03

Определение
растений
семейства
Розоцветные

Признаки, характерные для
растений семейства
Розоцветные.
Многообразие видов.

26 17.03

Определение
растений
семейства
Бобовые
(Мотыльковые)

Признаки, характерные для
растений семейства
Бобовые.
Многообразие видов.

27 31.03

Определение
растений
семейства
Паслёновые

Признаки, характерные для
растений семейства
Паслёновые.
Многообразие видов.

28 07.04

Семейство
Сложноцветные
(Астровые)

Признаки, характерные для
растений семейства
Сложноцветные.

29 14.04

Класс
Однодольные.

Признаки, характерные для
растений семейства

Повторяют внешнее
строение листа,
листорасположение.
Повторяют типы плодов
растений.
Закрепляют практические
навыки работы с
определительными
карточками.
Закрепляют теоретические
знания о разнообразии
строения цветков, их
форм.
Повторяют внешнее
строение листа,
листорасположение.
Повторяют типы плодов
растений.
Закрепляют практические
навыки работы с
определительными
карточками
Закрепляют теоретические
знания о разнообразии
строения цветков, их
форм.
Повторяют внешнее
строение листа,
листорасположение.
Повторяют типы плодов
растений.
Закрепляют практические
навыки работы с
определительными
карточками
Закрепляют теоретические
знания о разнообразии
строения цветков, их
форм.
Повторяют внешнее
строение листа,
листорасположение.
Повторяют типы плодов
растений.
Закрепляют практические
навыки работы с
определительными
карточками
Выделяют основные
особенности растений
семейства
Сложноцветные.
Составляют описание
растения по плану.
Выделяют основные
особенности растений

Семейство
Злаковые.

Злаковые.

30 21.04

Класс
Однодольные.
Семейство
Лилейные.

Признаки, характерные для
растений семейства
Лилейные

31 28.04

Многообразие
представителей
класса
однодольных
растений

Дикорастущие и
культурные формы
однодольных растений,
используемые в
Новосибирской области и
Краснозерском районе.

32 05.05

33 12.05

34 19.05

семейств Злаковые и
Лилейные.
Определяют растения по
карточкам
Выделяют основные
особенности растений
семейств Злаковые и
Лилейные.
Определяют растения по
карточкам
Выделяют основные
особенности растений
семейств Злаковые и
Лилейные.
Определяют практическое
значение однодольных
растений

ГЛАВА 4. Природные сообщества (3 часа)
Растительные
Типы растительных
Определяют понятия
сообщества
сообществ. Сожительство
«растительное
Взаимосвязи в
организмов в растительном сообщество»,
растительном
сообществе. Взаимосвязи в «растительность»,
сообществе.
растительном сообществе.
«ярусность».
Сезонные изменения в
Характеризуют различные
растительном сообществе.
типы растительных
сообществ.
Устанавливают
взаимосвязи в
растительном сообществе
Приспособленно Адаптация,
Выявляют черты
сть растений к
относительная адаптация.
приспособленности,
совместной
Растительность и флора.
Обосновывают
жизни в
Флора природного
относительность
природном
сообщества.
приспособленности
сообществе.
организмов к совместной
(Лес. Луг.
Работа в группах
жизни в природном
Водоем.) Урок(выбирают тип сообщества сообществе. Определяют
проект
для проектирования),
понятия «растительность»
«Природное
подбор материала для
и «флора».
сообщество»
проекта. Работа над
Анализируют состав
материалами к проекту,
флоры сообществ леса,
создание презентационных луга, водоёма болота.
материалов
Работают в группах
(выбирают тип
сообщества для
проектирования),
Подбирают и
анализируют материал для
проекта Оформляют
проект, обсуждают его
защиту, выбирают форму
защиты проекта
Влияние
Работа в группах
Работают в группах
хозяйственной
(выбирают тип сообщества (выбирают тип
деятельности
для проектирования),
сообщества для
человека на
подбор материала для
проектирования),

растительный
мир. Урок
проект «Особо
охраняемые
природные
территории
Новосибирской
области,
Краснозерского
района»

Итого 34 часов

проекта. Работа над
материалами к проекту,
создание презентационных
материалов. Влияние
хозяйственной
деятельности человека на
растительный мир. История
охраны природы в нашей
стране. Роль заповедников
и заказников. Рациональное
природопользование

Подбирают и
анализируют материал для
проекта. Оформляют
проект, обсуждают его
защиту, выбирают форму
защиты проекта.
Определяют понятия
«заповедник», «заказник»,
«рациональное
природопользование».
Устанавливают причинноследственные связи между
воздействием человека на
природу и
необходимостью её
охранять.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».